Наличный валютный рынок продолжает играть ”на повышение”
В пятницу курс продажи доллара фактически достиг 29 грн. В частности, курсы в банках по состоянию на 10 утра составляли: прием — 27,25-28,45, продажа — 28,5-29 грн, в обменниках — покупка — 28,6-28,7 и продажа — 28,87-29 грн. При этом остатки на коррсчетах на утро 13 января превышали, по данным финансового портала “Минфин”, 43,8 млрд грн, а значит для “раскачки” курса у спекулянтов ресурсов хватало.
Естественно, что в такой ситуации Нацбанку приходится активно вмешаться в ситуацию, так как особой помощи со стороны экспортеров по увеличению продаж валюты пока ожидать не приходится. Они активизируются только ближе к 20-му числу, когда начнутся налоговые платежи и понадобится гривна.
Таким образом, чтобы стабилизировать ситуацию НБУ вынужден выходить на валютные аукционы и продавать доллар банкам (с начала 2017 года он уже реализовал $14,6 млн). В пятницу регулятор продал $55,5 млн. Хотя банки хотели купить на $26,5 млн больше — $82 млн. Максимальный курс, по которому регулятор продавал валюту банкам — 27,7 грн/$, минимальный — 27,6 грн/$. На межбанке к 12:00 курс доллара зафиксировался на уровне 27,55/27,7 грн/$.
В то же время, эксперты отмечают, что торги по доллару после аукциона НБУ пока не сильно изменили тренд — спрос, по-прежнему, превышает предложение.
Подтверждают это и в самом Нацбанке, правда, добавляют, что это — не более, чем временное явление.
”В первые послепраздничные дни на межбанковский рынок поступала для продажи валютная выручка, которая накапливалась во время новогодних выходных дней в Украине, которые совпадали с рабочими днями в США и Европе. Но этот фактор был временным, — отмечается в комментарии заместителя главы НБУ Олега Чурия на сайте НБУ. — Сейчас предложение валюты, которое ниже чем в предыдущие месяцы, провоцирует традиционный для первых месяцев года сезонный спад деловой активности, который, в частности заключается в несколько меньшем поступлении выручки от экспорта урожая агрокультур, которое было основным источником иностранной валюты в осенние месяцы. В то же время роль основного источника валютной выручки постепенно перенимает металлургический экспорт. Этому также способствует мировая ценовая конъюнктура благодаря подорожанию стали и железной руды”.
При таких условиях, по словам Чурия, Нацбанк готов и дальше выходить на рынок с валютными интервенциями для сглаживания чрезмерных колебаний и имеет достаточно инструментов для этого.
”Объем международных резервов на начало января составил $15,5 млрд. Этого достаточно и для продажи валюты в ходе интервенций, и для выполнения обязательств правительства и НБУ”, — говорит Чурий.
”Думаю, что наличная гривна на следующей неделе устаканится в диапазоне 27-28, а межбанк 26-27 грн/$. Уже в эту пятницу мы видим заметное сокращение гривневой ликвидности в системе и усилия со стороны НБУ по насыщению рынка валютой. Оба эти фактора работают на укрепление курса. В конце концов наличный валютный рынок должен сблизится с межбанком”, — также уверен финансовый эксперт, член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА) Витали Шапран.
Призывает не поддаваться панике и старший аналитик компании “Альпари” Вадим Иосуб. По его словам, наблюдаемая на рынке ситуация — скорее спекулятивная активность, а не тренд. “Вероятно, в ближайшие дни станет понятно, что фундаментальных причин для ослабления гривны нет, и доллар вернется к предновогодним уровням”, — говорит он.
В то же время ряд экспертов оптимистичные настрои коллег, и, естественно, Нацбанка не разделяют. Более того, по их мнению, именно неопределенность действий НБУ по урегулированию ситуации приводит не только к девальвации гривны, но и к расширению разницы между курсами покупки и продажи.
”В итоге, межбанк просто не поспевает за наличным рынком”, — говорит старший аналитик ГК Forex Club Андрей Шевчишин.
Отмечает просчеты в тактике НБУ и исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко.
”НБУ посылает разоплановые сигналы на рынок. В какой-то период времени, например, в первую неделю января, он, вдруг, активно покупает валюту. А в конце недели уже активно ее продает”, — приводит пример эксперт.
При этом, он напоминает, что Украина в своей истории не раз оказывалась в такой ситуации, когда курс НБУ прекращал нести серьезную смысловую нагрузку и возникал черный рынок.
”Как пример я приведу февраль 2015 года. Тогда курс НБУ отличался от курса на черном рынке на 50%”, — говорит Устенко.
В рамках нормы
Интересно, что при всей панике, царящей на рынке, эксперты пока считают колебания валютного курса вполне нормальными. Мол, они укладываются в логику нестабильных валют.
”Курсовые колебания гривны — не самые плохие в мире. Самой плохой валютой в прошлом году была турецкая лира, она девальвировала больше всего. Украина же свой рекорд по падению курса прошла в 2015 году”, — напоминает Устенко.
По его мнению, до конца этого года у НБУ есть все возможности удерживать курс на уровне 30 грн/$, +-5%.
”Эти +-5% — это колебания или так называемая волатильность, которая присуща для всех второсортных валют”, — объясняет эксперт.
”Согласно фундаментальными показателями, можно ожидать ослабления курса гривны до 30-31 грн/$ в первом полугодии. Однако ожидания участников рынка существенно различаются, и эта неопределенность находит свое отражение в росте разницы между котировками на покупку и продажу валюты”, — подчеркивает финансовый аналитик Владимир Ланда.
С коллегами соглашается и Шевчишин. ”Гривна перешла в новый торговый диапазон — 28-30,5 грн/$ на наличном рынке. Психологически, существует вероятность увидеть курс на уровне 30 грн/$, а это значит, что валюту будут придерживать до достижения этих отметок, либо до выравнивания баланса рынка”, — считает он.
Факторы влияния
Среди основных факторов, которые будут влиять на курс гривны в краткосрочной перспективе, эксперты называют все ту же национализацию”ПриватБанка”,
признание неплатежеспособным ”Платинум Банк”, расследование НАБУ деятельности главы НБУ, что теоретически может привести к изменениям в Нацбанке. Также, существуют опасения избыточной эмиссии гривны для обеспечения принятых повышенных бюджетных планов, ФГФЛ, ”ПриватБанка”, повышенных зарплат и т.д. при слабых налоговых поступлениях.
Кроме того, на финансовый рынок будет влиять фактор неопределенности в вопросе сотрудничества Украины с МВФ. Это, как известно, также вызывает панику и негативные ожидания у большей части игроков рынка, которые могут создавать дополнительный спрос на валюту.
”Когда рынок живет в ожидании девальвации, экспортеры не горят желанием заводить свою выручку в страну”, — отмечает Устенко.
Естественно, что все эти факторы еще больше будут подогревать панику среди населения. Люди, ведь, и без того видят, что даже само государство не доверяет гривне. Это не так давно показали результаты электронного декларирования, согласно которому из 12 млрд грн, которые находятся на банковских счетах политиков, большая часть — в иностранной валюте.
”Понятно, что население не получает дополнительных подкрепляющих сигналов, как ему правильно действовать. Оно также не доверяет национальной денежной единице, как и политические классы. Поэтому ничего удивительного, что, увидев электронные декларации, население бросилось в банки закрывать свои депозитные гривневые счета и покупать валюту”, — объясняет Устенко. Впрочем, быстро добавляет, что в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе население уже не является игроком на валютном рынке. Оно обнищало. И доказательством этому является покупка населением валюты в 2016 году. Напомним, согласно последним данным, украинцы продали за этот период валюты на $2,5 млрд больше, чем купили. Тогда как ранее в Украине были периоды, когда месячный спрос населения на валюту превышал $2 млрд.
”Поэтому, когда говорят, что население может делать какие-то всплески на валютном рынке — это неправда. Оно может делать их на протяжении двух-трех дней, максимум недели, но не более”, — подчеркивает Устенко.