Российский финансист и блогер Слава Рабинович уверен, что большинство крупных компаний и банков в РФ в близкой перспективе ожидает банкротство.
О том, почему коллапса российской экономики не удастся избежать, он пишет в своем Facebook:
“1. При такой заоблачно высокой средневзвешенной стоимости капитала (“WACC”) большинство российских компаний (малых, средних, крупных) – будущие банкроты (будут исключения, но они не спасут экономику и страну в целом).
2. Рекордно-высокий агрегированный валютный долг российских компаний (порядка 600 млрд долларов) не может быть перефинансирован в условиях исключения России из мировой финансовой системы – вторая причина надвигающихся банкротств компаний.
3. При текущем состоянии российской банковской системы и при его ухудшении (об улучшении не может быть и речи, из-за постепенного “взрыва” кредитных портфелей и исключения из мировой финансовой системы) все российские банки – будущие банкроты.
4. Рекордно-высокий агрегированный валютный долг российских банков (порядка 150-200 мрлд долларов) – вторая причина надвигающихся банкротств банков.
5. “Токсичность” всей страны для всех инвесторов – как для международных, так и для российских – возрастает в геометрической прогрессии с каждым месяцем, и это значит, что инвестиций нет и не будет (зато еще больше будет расти бегство капитала).
6. Коллапс импорта, снижение экспорта – крушение товарооборота, разрушение привычных процессов международной торговли между Россией и остальным миром (включая товарооборот с Китаем, который тоже резко снизился).
7. Россия – чемпион всех времен и народов по импортозависимости, и никакого существенного “импортозамещения” в краткосрочной и среднесрочной перспективе быть не может (для запуска процессов импортозамещения нужен хороший инвестиционный климат, доступность к рынкам капитала, предпринимательский капитализм, большие инвестиции и время).
8. Резкое снижение скорости обращения денег (“money velocity”) приводит к замиранию всей деловой и потребительской активности, хотя может, в течение какого-то периода, и не отражаться на курсе рубля, который становится неликвидной валютой.
9. Россия находится в тисках стагфляции (рецессия и высокая инфляция одновременно), и в истории мировой экономики ни одной стране не удавалось еще вырваться из стагфляции без радикальных структурных преобразований.
10. Относительно характерная черта российской экономики – низкая (или нулевая, в некоторых регионах) мобильность трудовых ресурсов, вкупе с наличием 200-300 моногородов и большого числа квази-моногородов (с преобладанием одного крупного работодателя, как в Твери или в Тольятти, хотя они и не “моногорода” технически), дает дополнительную степень риска при коллапсе хозяйственной деятельности градообразующих предприятий (представьте эффект от 100-150 “одновременных Пикалево”).
11. В условиях ежедневного экономического стресса, вне зависимости от телевизионной пропаганды, потребитель входит в режим жесткой экономии, создавая депрессионную экономику “отложенного спроса”, в которой потребительский спрос разрушается и экономически, и психологически, и разоряет большое количество компаний, теряющих внутренние рынки сбыта.
12. В условиях статуса “страны-изгоя”, полученного за геополитические авантюры и преступления российского политического и военного руководства, Россия потеряет большие сегменты международных рынков сбыта своей “традиционной” экспортной продукции, что приведет к дальнейшему падению ВВП, дальнейшему снижению ЗВР и ФНБ, и дальнейшему увеличению дефицита бюджета.
13. Очевидно, что мировое сообщество “списало” текущее руководство РФ, как совершенно лживое и абсолютно недоговороспособное, что ведет к дальнейшему “замораживанию” каких-либо российских проектов в международной экономической деятельности, включая таковую даже с Китаем”.