Предстоящий выход Великобритании из Европейского Союза в результате референдума, проведенного 23 июня 2016 года, не только таит в себе потенциальные риски, но может открыть и новые возможности. В том числе для Украины.
Об этом заявили эксперты во время круглого стола, проведенного в Институте Горшенина по горячим следам после оглашения результатов референдума в Великобритании, на котором незначительное большинство избирателей (52% – против 48%) проголосовали за выход страны из Европейского Союза.
Напомним, что британские островитяне, несмотря на славу морских завоевателей, веками ощущали себя в Европе обособленно. Так, в стране принято левостороннее движение и по-прежнему англичане предпочитают свою собственную систему мер.
Даже в новые времена, когда Европейский Союз расширился и количественно, и функционально, Великобритания не вошла в Еврозону, оставаясь верной фунту стерлингов, а вместо безвизовой Шенгенской зоны пользуясь своим миграционным законодательством. Нестыковка позиций Лондона и Брюсселя по миграционной политике, собственно, и стала одной из причин для инициативы проведения референдума, прозвучавшей как предвыборное обещание консерваторов.
Само название ныне правящей в стране партии говорит об ее электоральной базе. Последние социологические исследования подтвердили, что большинство изоляционистов, сделавших антиевропейский выбор, являются людьми консервативного – старшего – возраста. А молодые британцы в большей мере были настроены на то, чтобы остаться в Евросоюзе, однако показали меньшую явку на выборах. Типично украинская ситуация!
Кроме отечественных экспертов на информационном мероприятии в Киеве присутствовали их британские коллеги: директор одной из консалтинговых компаний Мартин Нанн и экономический обозреватель «Бизнес Юкрейн» Питер Дикинсон.
Первый из гостей сперва иронизировал над парадоксом, что к референдуму, этому демократическому инструменту народовластия, чаще прибегали как раз самые известные в истории диктаторы, хотя в британском случае ситуация иная.
– Первоначально, в послевоенные годы, Европейский Союз задумывался как сугубо торговое объединение, не случайно этот межгосударственный альянс тогда назывался «Странами общего рынка». Но позже его трансформировали именно в политико-экономический союз, – напомнил Мартин Нанн.
По его мнению, британцев не удовлетворяла именно политическая составляющая.
Его земляк, журналист Питер Дикинсон с этим мнением не согласился и с грустью констатировал:
– Многие купились именно на социально-экономические стереотипы, которые активно использовали сторонники выхода Британии из ЕС. Получилась ситуация, когда, ориентируясь на ценники, британцы забыли об общих ценностях и общих геополитических угрозах континенту и миру.
Он также постарался разоблачить некоторые миграционные мифы:
– Нация вымирает в четыре раза быстрее, чем происходит наплыв эмигрантов. Сейчас в числе занятого населения их не более одного процента. Зато в такой высококвалифицированной сфере, как охрана здоровья, число выходцев из Восточной Европы уже почти сравнялось с количеством отечественных медиков. И тут без них уже не обойтись.
На пресс-конференции пытались спрогнозировать возможные политические последствия выбора британцев: не приведет ли такой результат (на радость Путину) к параду референдумов в Европе или к территориальной фрагментации народов не только в странах ЕС, но и на самих Британских островах? Та же Шотландия, где еврооптимистов больше, может вновь провести свое голосование за выход из-под опеки Лондона.
Премьер Дэвид Кэмерон референдум провел, как и обещал своим избирателям, но перед этим все же призывал британцев остаться в Евросоюзе. Теперь он заявил о своей грядущей отставке. Поскольку время парламентских выборов в Британии еще не пришло, замена на капитанском мостике английского Кабмина, по словам экспертов, состоится в октябре на партийном съезде консерваторов.
Падение фондового рынка и новая рецессия – гарантированы
«Англичанка гадит» – по определению иронической альтернативы виртуальной энциклопедии «Википедия» – «Луркоморье», расхожее выражение, обозначающее преимущественно неявные действия (дипломатические, экономические, шпионские, пропагандистские) Великобритании против России (Советского Союза, Российской Империи, Российской Федерации).
Но кто кому гадит в Лондоне, думаю, и уточнять не нужно (особенно после отравления Литвиненко радиактивным полонием российскими спецслужбами).
Известно, что Россия всячески способствовала результату, полученному на нидерландском референдуме по украинскому вопросу. Стимулировала ли она каким-либо образом эти два процента разницы на британском референдуме? Будущие мемуаристы об этом, возможно, расскажут.
Президент Петр Порошенко тоже успел отреагировать на результаты британского референдума. На своей странице в Facebook он, в частности, написал:
– Верю, что, несмотря на результат референдума, Великобритания остается в Объединенной Европе и будет защищать общие европейские ценности.
Считаю, что сегодня неотложный вызов для Европейского Союза – найти путь к сердцам евроскептиков, чтобы не дать ни одного шанса оппонентам европейского интеграционного проекта и их щедрым спонсорам, – отметил глава государства.
А исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко на круглом столе в Киеве подчеркнул:
– Возможно, Кремль и радуют некие геополитические перспективы, открывающиеся по результатам четвергового волеизъявления британцев, но в экономическом плане Российская Федерация потеряет значительно больше, поскольку в будущем намечается падение многих рынков, в том числе и нефтяного.
После оглашения результатов референдума о выходе из ЕС британский фунт продемонстрировал рекордное падение: минус 10% за день. А индекс Лондонской фондовой биржи уже на открытии упал более чем на 7%. И это только начало, уверены специалисты. По их прогнозу, пике британской валюты будет длиться как минимум несколько дней. А потом падать начнет и евро.
По мнению Устенко, выигрывают те, кто имеет на руках доллары, иены и швейцарские франки, ведь их курс безоговорочно пойдет вверх.
Но дело, оказывается, не только в кратковременных колебаниях курса валют и котировок нефти на мировых рынках. Эксперт убежден в крайне мрачных экономических перспективах для ЕС, поскольку Европа столкнется со снижением инвестиционной активности, быстрым изменением цен на всех рынках, а также падением цен на недвижимость. Все это может привести к новому глобальному кризису, по сравнению с которым 2008 год покажется цветочками.
Напомним, что экономика Китая – вторая по объему в мире после США, а Великобритании – шестая. Поэтому многие экономисты говорят о том, что спад китайского рынка может существеннее повлиять на общемировую ситуацию, чем британский Brexit. Однако что, если эти два фактора наложатся один на другой?
К чему готовиться украинцам?
На фоне проходящего во Франции чемпионата Европы по футболу, совпавшего по времени с референдумом, хочется пошутить в стиле пародий на Николая Озерова: «В команде ЕС замена – вместо сборной Великобритании на европейское поле выходит сборная Украины!»
Увы, в большой политике подобные замены невозможны в принципе, и каждой стране предстоит продолжать свой роман с Европой в индивидуальном порядке. Но очевидно, что число еврооптимистов и у нас в стране уменьшится.
По мнению народного депутата, сопредседателя группы по межпарламентским связям с Соединенным Королевством Алексея Рябчина, Brexit в украинских реалиях может стать ударом по евроинтеграторам, поскольку найдутся политические силы, которые поставят под вопрос необходимость принятия предлагаемых ими законопроектов. Мол, зачем нам их принимать, если нам даже безвизовый режим не дали?..
На вопрос журналисты: «Накануне варшавского саммита НАТО продолжит ли Великобритания евроатлантическое сотрудничество с Украиной и не ослабит ли в перспективе ее выход из ЕС наших возможностей вернуть Крым и Донбасс?» Рябчин ответил:
– Дипломатически Великобритания была одним из сильнейших друзей Украины в Европе в плане сохранения санкций, в плане их влияния на другие государства. Поэтому тут наш голос, к сожалению, ослабнет.
При этом он подчеркнул, что Великобритания пока не вышла из Евросоюза, поэтому ослабление позиции Украины не произойдет в один момент. Однако по той же причине не удастся сразу привлечь Великобританию к минским переговорам как уже отдельное от ЕС государство.
– К сожалению, Британия не является стороной минского процесса. Насколько мы сможем в результате Брэксита привлечь Великобританию к этим договоренностям, и будет ли это Минск-3, Брюссель-4 или Гаага-5, я не могу сейчас прогнозировать, – добавил Алексей Рябчин.
Одновременно народный депутат призвал украинскую власть стучаться во все двери для защиты своих национальных интересов как в сфере экономики, так и в сфере безопасности.
Очевидно, что процесс выхода Британии из Европейского Союза будет многолетним. Возможно, брюссельские чиновники и европейские политики попытаются найти новый формат содружества с этой страной. Хотя неопределенность – не лучшее условие для бизнеса.
– Для бизнеса нет ничего хуже, чем неопределенность. Для него лучше или возможность, или закрытое окно. Потому что никто не инвестирует в экономику, в которой нет стабильности. Но потоки, колоссальные потоки остаются. И Украине выпал исторический шанс – привлечь часть из этих потоков, – отметил Олег Устенко.
– Я считаю, что исход референдума хороший. Для Европы – чтобы измениться. Для Украины – по двум причинам. Украина хочет наследовать ценности Европы, но сохранить свою идентичность. Во-первых, эти ценности не изменились. Во-вторых, британцы будут искать новых союзов за пределами ЕС. Поскольку Великобритания является заклятым врагом Путина, Украина станет куда более важным союзником для Лондона, – оптимистически утешил украинских журналистов Мартин Нанн.
В конце 80-х британская рок-группа Pink Floyd на развалинах берлинской стены исполнила свою легендарную песню «Стена». И вот уже в наше время Британию с Европой разделяет не только море, но и стена непонимания. Однако цивилизованный развод демократических стран и мирная стена отчуждения, согласитесь, все же лучше, чем агрессия со стороны «братского» народа, от которого мы вынуждены отгораживаться настоящей пограничной стеной фортификационного назначения.