Самая большая угроза для России исходит не Ирана или США, Саудовской Аравии или Норвегии, а, как не странно, от Китая.
Нефть – один из главных бюджетообразующих ресурсов России. Чем дороже нефть, тем больше поступлений в бюджет РФ, а чем больше поступлений в бюджет – тем выше захватнические амбиции недоимперии и её боевой потенциал.
На сегодняшний день «черное золото» демонстрирует рост, и мы можем наблюдать за балансированием на уровне 50 долларов за баррель. Да, это намного ниже, нежели в январе 2014-го, но и почти на треть выше, нежели в январе 2016-го. Тем не менее, несмотря даже на парадоксальную тенденцию к росту, бюджет РФ по-прежнему испытывает серьезную недостачу.
Решение проблемы данного дефицита пришло само собой, без излишней изобретательности – повышение объемов экспорта. Так, только за первый квартал 2016 года экспорт российской нефти увеличился на 4,4% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года, и составил 62 млн тонн. Российские СМИ уже наперебой сообщают о том, что РФ обогнала по экспорту Саудовскую Аравию. Тем не менее, повышение экспорта нефти вряд ли настанет спасением для российской экономики. И тому есть ряд причин.
Во-первых, согласно аналитике крупнейшего американского финансового конгломерата Bank of America, к осени возможно падение цен на нефть до $39 за баррель, с перспективой дальнейшего роста, но все же потери за сезон очевидны. Если же падения не произойдет, то на рынок вновь выйдут сланцевые компании США, которые готовы бурить новые скважины при цене $45-$50 за баррель, что создаст дополнительную конкуренцию для РФ.
При этом снятие в США сорокалетнего эмбарго на экспорт нефти стимулирует сланцевые монополии на экспансию Старого Света, что уже в малых объемах, но осуществляется.
Во-вторых, на европейском рынке Россию начинает теснить Иран. Его цели – довести объемы экспорта в ЕС своего сырья до 2,2 млн. баррелей в сутки – вполне-таки осуществимы. В подтверждение тому заключенные в начале июня контракты с компаниям Saras и Iplom из Италии, Repsol из Испании и Hellenic Petroleum из Греции о поставках иранского «черного золота» в эти страны. Кроме того, NIOC сейчас ведет переговоры с Shell, а это Великобритания и Нидерланды.
Но самая большая угроза исходит для России не от изголодавшегося за нефте-евро Ирана или США, Саудовской Аравии или Норвегии, а, как не странно, от Китая, и это будет – в-третьих!
Как известно, Китай является одним из крупнейших покупателей российской нефти, но мало кто знает, что запасы черного золота и газа в Китае исчисляются в 30,1 млрд тонн и 50,1 трлн кубометров соответственно. Но в нынешних условиях разработка месторождений для Минресурсов КНР крайне дорогое занятие из-за неразвитой технологии бурения и сложной геологической структуры. Между тем, прогресс в КНР не стоит на месте, и развитие технологий в данном направлении для Пекина является приоритетным, поскольку отказ от угля и снижение энергозависимости от других государств, даже дружеских, является одной из составляющих национальной стратегии.
В итоге долгосрочные перспективы для России, неистово выкачивающей свои недра без какого либо бизнес-плана на время, когда запасы истощатся, а это начнет происходить с 2020 года, не радужные. В свою очередь, не исключено, что аккурат к 2030 году, согласно прогнозам, знаменующимся нефтяным кризисом, КНР, живущая за счет геотермальной энергетики, будет экспортировать свою нефть в истощенную Россию.
Наблюдаем!