Еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович в среду предложил обсуждать газовые вопросы между Украиной, Россией и ЕС в "нормандском формате" — на уровне Украина — Германия — Франция — Россия.
Наша страна пока не дала согласие на такой вариант, поскольку предложение делалось практически экспромтом, сообщил “Апострофу” министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин. Он также рассказал некоторые детали обсуждения газовых вопросов во время трехсторонних переговоров 30 июня в Вене. По его словам, российская сторона не хотела обсуждать вопрос об определении цены газа на три квартала, соглашаясь сделать это только на один квартал. Это, в свою очередь, не устраивало Украину.
Европейская комиссия предлагает вынести обсуждение газовых вопросов в “нормандский формат” — на уровень Украина — Германия — Франция — Россия. Об этом сегодня заявил вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович в Брюсселе. По его словам, это необходимо для скорейшего решения спорных вопросов на политическом уровне. “Я верю в достижение конечного решения на политическом уровне”, — заявил господин Шефчович. До сих пор газовые вопросы обсуждались в формате Украина — ЕС — Россия. По словам Мароша Шефчовича, вопрос вынесения переговоров на новую площадку согласован с председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером и верховным представителем по внешней политике и политике безопасности ЕС Федерикой Могерини.
Вместе с тем, как сообщил “Апострофу” министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, пока это лишь инициатива господина Шефчовича, которая не обсуждалась 30 июня на переговорах в Вене. Эти переговоры были посвящены определению цены на газ для Украины и завершились безрезультатно, поскольку накануне Россия в одностороннем порядке установила цену газа для Украины почти на $40 выше ожидаемой. При этом стоимость газа составила бы $247 за тыс. куб. м, хотя Украина ожидала цену в $205-206. После этого Украина отказалась закупать российский газ. В свою очередь, и Москва заявила о прекращении поставок газа в Украину.
“Вчера в ходе встречи никакие изменения по формату переговоров не обсуждались. Мы как проводили переговоры в трехстороннем формате, так и планировали дальше их продолжать”, — заявил господин Демчишин. При этом он допустил, что идея обсуждать газовые вопросы в “нормандском формате” появилась из-за того, что стороны до сих пор не нашли решения проблемных вопросов. “Возможно, комиссар просто чувствует, что все наши усилия ничем не заканчиваются — мы консультируемся, консультируемся, а результата нет, и он пробует каким-то образом добавить веса переговорам”, — отметил министр энергетики.
По мнению экс-уполномоченного президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности в 2008-2010 годах Богдана Соколовского, предложение вынести газовые вопросы для обсуждения в “нормандском формате” подтверждают то, что ЕС практически добился своей основной цели — получил гарантии от Украины и России о стабильности поставок газа зимой, а вопрос газовых отношений между Киевом и Москвой Европу тревожит не сильно.
“Наверняка еврокомиссар, заявляя о переводе переговоров на политический уровень, себя, как представителя ЕК, в них уже не видит. Европа по итогам вчерашних переговоров добилась основной цели. Они хотели подтверждения стабильных поставок газа зимой — они его получили. Их больше всего сейчас интересует заполнение подземных хранилищ, а не то, что Украине может не хватить газа. Они предлагают нам решать проблемные вопросы на высшем политическом уровне с Россией”, — отметил господин Соколовский.
То, что Европа вчера получила абсолютные гарантии по снабжению газом в зимний период, подтверждает и господин Демчишин. “Мы подтвердили все свои обязательства по транзиту, и россияне — по поставкам — это правда. Но то, что ЕС, скажем так, отправляет нас решать газовые проблемы с Россией самостоятельно — это не так. Они сильно расстроились тем, что россияне вчера не согласились подписать трехсторонний документ о поставках газа на три квартала”, — отметил министр энергетики. Господин Демчишин также рассказал “Апострофу” некоторые детали переговоров.
По его словам, российская сторона так и не объяснила принцип определения предложенной скидки на цену газа до $247. “На вопрос, почему именно такая скидка, они ссылаются на решение правительства и говорят, что ее не обсуждают. Даже не объясняют, к чему привязана эта цена и каким образом она определена”, — отметил господин Демчишин.
При этом украинская сторона, по словам министра, настаивала на том, что это достаточно высокая цена. “Эта скидка недостаточна, поскольку европейский спот сейчас торгует ниже, чем $240, а во-вторых, есть транспортная составляющая. Сейчас действительно Польша получает газ где-то по $248, но надо же учитывать, что Польша находится дальше и транспортировка газа туда дороже. Мы просили учесть для нас хотя бы эти транспортные расходы”, — рассказал господин Демчишин.
Также Россия в ходе вчерашних переговоров категорически не соглашалась обсуждать вопрос об определении цены газа на три квартала, то есть до конца отопительного сезона 2015-2016 года.
“Они не знают, как цена будет себя вести, и боятся, что цена будет меняться. Они говорят, что цена, как у поляков. Ну предложите эту цену, при том, что мы с ней не согласны, на три квартала. Нет, мы не можем на три квартала — только на квартал, и потом поквартально будем продлевать”, — рассказал Владимир Демчишин. Однако при таких условиях Украине тоже сложно планировать и проводить подготовку к отопительному сезону. “Мы не можем определиться, сейчас нам закупать много газа и привлекать для этого средства, в том числе внешнее финансирование, или идти с меньшим запасом к отопительному сезону и уже большие объемы закупать непосредственно в сезон, понимая, что цена будет идти вниз”, — отметил господин Демчишин.
При этом он категорически опроверг версию, что условием для увеличения размера скидки и подписания дополнительного соглашения о цене газа на три квартала с российской стороны было требование зафиксировать минимальный объем закупки газа. “Россияне не настаивали на определенном объеме. Они уже отошли от этого вопроса, понимая, что для нас это принципиально. Мы ни на какие “бери или плати” не соглашаемся”, — отметил господин Демчишин.
По заявлению господина Шефчовича, Украине до начала отопительного сезона необходимо накопить в подземных хранилищах 19 млрд куб. м газа. Однако, как заявил Владимир Демчишин, такой объем может быть накоплен лишь в случае получения дополнительных средств, но для этого есть еще достаточно времени.