На днях на страницах британской газеты Independent появился комментарий, доказывающий, что экономика стран БРИКС, которые претендовали на то, чтобы стать альтернативной наиболее развитым странам мира, переживает непростые времена.
Россия фактически находится на грани краха из-за цен на нефть и конфронтации с Западом. Бразилию сотрясают массовые волнения, ЮАР – коррупционные сканадалы. В Китае началось неизбежное замедление темпов экономического роста. Так что хоть какие-то утешительные показатели демонстрирует только Индия. “Так что с БРИКС все кончено” – делает логичный вывод автор статьи.
С Евразийским союзом тоже. Сегодняшний обвал тенге в Казахстане продемонстрировал, что экономика страны, которую считают наиболее благополучной среди участников объединения, переживает непростые времена. Президент Нурсултан Назарбаев еще вчера предупредил своих сограждан, что они должны готовиться не столько к жизни, сколько к выживанию. Возникает вопрос – какова цена хваленых казахстанских экономических преобразований, если они все равно в конечном счете привели к такому обвалу? И при этом в Астане напоминают, что этот крах – все еще не крах. И власть вмешается именно тогда, когда наступят “настоящие” непростые времена.
Итак, что мы имеем в Евразийском союзе? Россию, экономика которой зависит исключительно от цены на нефть и гибнет на наших глазах? Беларусь, которая полностью зависит от России и ее дотаций? Казахстан, который тоже не выдержал испытания снижением цен на сырье? Армению и Кыргызстан – страны, в которых просто нет никакой экономики? Это точно то объединение, в которое должна была попасть Украина? Не спорю, в этом союзе нищих диктаторов при Януковиче мы выглядели бы не хуже других. Но какой смысл всю жизнь барахтаться в грязи, не имея даже призрачного шанса умыться?
Не буду утверждать, что мы уже выбрались из этой грязи. Но у нас по крайней мере появился шанс. И утопленники из постсоветского болота не будут тянуть нас на дно, а будут тонуть сами. Таков удел всех диктаторов и всех безответственных обществ – утонуть, лишив перспективы себя, собственных детей и внуков, собственную страну.
А у нас есть шанс выплыть.