Новости экономики

Таможня не намерена ликвидировать схему контрабанды мобильных телефонов

Система защиты рынка от контрабанды мобильных телефонов превратилась в свою противоположность — систему легализации, "отбеливания" контрабандных аппаратов.

Миллиард бюджетных гривен в год давала база IMEI ввозимых в Украину мобильных телефонов, пока Гостаможслужба не отключилась. Об этом в своей статье для ZN.UA пишет обозреватель Семен Степанчиков.

Украина одной из первых в мире ввела базу данных IMEI-кодов импортируемых сотовых телефонов. В результате к возможности блокировки краденых аппаратов добавились механизм противодействия контрабанде мобильных устройств и многомиллиардные поступления в госбюджет. Однако в полном объеме автоматизированная информационная система учета мобильных телефонов, ввозимых в Украину, (АИСУМТУ) до сих пор не заработала — контрабандные телефоны не отключают. Более того, в конце 2012-го система подверглась существенной корректировке — таможенники отказались от внесения в нее данных таможенных деклараций, фактически лишив ее первоначального смысла.

По данным Гостаможслужбы, поступления НДС от продажи телефонов выросли с 62 млн грн в 2008 году до 1,3 млрд грн в 2010-м. Это можно считать прямым следствием ввода в действие АИСУМТУ. По оценкам Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР), доля контрабандных телефонов на рынке сократилась с 93% в начале 2000-х до 2—3% в 2010 году. В 2013 году из-за непринятия ВРУ нормы об отключении контрабандных телефонов опять наметилась тенденция к увеличению доли нелегальных телефонов — до 17—19%.

Для того, чтобы телефон попал в “белый список” АИСУМТУ, Государственный центр радиочастот по заявке импортера выдает разрешение на ввоз радиоэлектронных средств, в котором указывается количество телефонов и их производитель. Документ в электронном виде отправляется на таможню. При ввозе телефонов оформляется грузовая таможенная декларация, уплачивается НДС. Таможня присылает в УГЦР электронный документ — выдержку из таможенной декларации, подтверждая факт ввоза и уплаты НДС. Этот документ автоматически обрабатывается в АИСУМТУ — связывается с ранее выданным разрешением. Импортер подает в УГЦР список кодов IMEI ввезенных телефонов, где они проходят ряд проверок (соответствие заявленным моделям, количеству и т.д.) и по их успешном завершении вносятся в “белый список”. Эти телефоны беспрепятственно обслуживаются всеми операторами мобильной связи. АИСУМТУ также получает данные от мобильных операторов об IMEI телефонов, регистрирующихся в их сетях, обрабатывает эти данные, выявляет коды IMEI, отсутствующие в “белом” списке, и заносит их в “серый” список. Оператор с помощью SMS информирует владельца “серого” телефона о том, что через 3 месяца его телефон обслуживаться не будет. АИСУМТУ отслеживает время нахождения кодов IMEI в “сером” списке и через три месяца, в случае неподтверждения легального ввоза, переносит телефон в “черный” список.

23 ноября 2012 года, на следующий день после увольнения председателя Гостаможслужбы Игоря Калетника, таможенники направили в УГЦР письмо, в котором сообщили об отказе присылать электронные выдержки из деклараций. 18 декабря 2012 г. обмен данными между УГЦР и таможней прекратился. Отказом таможенников был нарушен механизм автоматизированных взаимосверок ввезенных телефонов между таможней, УГЦР, импортерами и операторами мобильной связи. Это означало, что фактически созданы условия для возобновления контрабандных схем. Сразу после этого Гостаможслужба прекратила существование, реорганизовавшись в подразделение Миндоходов.

Таможня мотивировала свой отказ двумя причинами. Первая — отсутствие в законодательстве прямой нормы о таможенном оформлении радиоэлектронных средств на основе разрешения УГЦР. Вторая — отсутствие соответствующих кодов внешнеэкономической деятельности.

На самом деле, исчерпывающий список норм законодательства, касающихся импорта радиоэлектронной техники, и соответствующих кодов содержится в решении НКРС №50 от 4 февраля 2010 года “Об утверждении Перечня товаров с кодами УКРВЭД, на которые Государственным предприятием “Украинский государственный центр радиочастот” выдаются документы, необходимые для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров”, успешно зарегистрированном в Минюсте и действующем. С другой стороны, несколько странно выглядит и УГЦР — собственник системы не предпринял действенных мер по восстановлению процедуры взаимодействия с таможней и допустил, чтобы его система в течение почти полутора лет работала во внештатном режиме.

В результате в 2013 году алгоритм работы АИСУМТУ изменился до неузнаваемости. Данные об IMEI продолжают вноситься с компакт-дисков, однако “со слов” самих импортеров, не подтвержденных заверенными таможней выдержками из грузовых таможенных деклараций. Стоит включить туда номера IMEI “левых” трубок — и они автоматически попадут в “белые списки” у мобильных операторов. Таким образом, система защиты рынка от контрабанды мобильных телефонов превратилась в свою противоположность — систему легализации, “отбеливания” контрабандных аппаратов. У некоторых импортеров появилась возможность “экономить” на уплате НДС, пополняя бюджет госпредприятия всего на 8—10 гривен за одну трубку, затрачиваемых на получение разрешения УГЦР на ввоз.

Кабинетом министров и НКРС создана рабочая группа, которая должна выяснить, по чьей вине система, обеспечивающая миллиардные поступления в бюджет, сведена к банальным функциям ведения списков ІМЕІ, и выработать механизмы возврата к своей основной функции — пресечению контрабанды мобильных телефонов. Комиссией установлено фактическое положение вещей: оборудование со стороны УГЦР в порядке и продолжает генерировать не востребованные таможней разрешительные документы, а оборудование со стороны таможни отключено. Но при этом УГЦР в своих документах почему-то не зафиксировал отклонений реального функционирования системы от проектного.

По материалам: glavnoe
kuznecov