Новый банк развития в Шанхае демонстративно обошел Россию вниманием при знаковом распределении первых кредитов. На затерявшуюся в потоке новостей сенсацию обращает внимание Андрей Гурков.
Вдумайтесь в следующую весьма символическую ситуацию. Россия вместе с крупнейшими экономическими державами Азии, Латинской Америки и Африки, объединившимися в группу БРИКС, в июле 2014 года на высшем уровне принимает решение создать Новый банк развития (NDB). Этот финансовый институт, штаб-квартиру которого размещают в Шанхае, призван кредитовать инфраструктурные проекты главным образом в странах-учредителях и замышляется как своего рода альтернатива Всемирному банку со штаб-квартирой в Вашингтоне.
811 миллионов долларов для четырех стран
Банк БРИКС, как для простоты называют этого нового крупного финансиста, в 2015 году приступает к работе, начинает изучать подаваемые заявки и 16 апреля 2016 года объявляет о предоставлении первого пакета кредитов на 811 миллионов долларов. Для любого нового банка, тем более межгосударственного, выдача первых займов – событие всегда знаковое. Оно подчеркивает его программные установки и приоритеты.
Так вот, NDB распределяет свои первые кредиты следующим образом: Бразилия получает 300 миллионов долларов, Индия – 250 миллионов, Южная Африка – 180 миллионов, Китай – 81 миллион. И вот тут, собственно, начинается символика: все эти деньги выделяются на проекты в области возобновляемой энергетики, причем Россия, соучредитель банка, не получает ничего.
В минувшие выходные эта новость утонула в целом потоке других сообщений, касавшихся, в частности, участия России во встрече нефтедобывающих стран в Дохе. В результате столь знаменательное решение осталось фактически незамеченным, а его глубокая символика не была должным образом проанализирована. А она того заслуживает.
И дело тут вовсе не в том, что партнеры по БРИКС “обделили вниманием” Россию. Обнажившаяся проблема куда масштабней подобной дешевой сенсации. Тем более что сам NDB пояснил: на подходе новые кредиты, в том числе и по российским заявкам.
Хроническая недооценка энергетики 21-го века
Символично совсем другое. Пока Россия в Дохе занималась энергетикой 20-го века, пытаясь склонить авторитарные в большинстве своем страны к картельному сговору с целью поднять цены на нефть, банк БРИКС выделял деньги на энергетику 21-го века. А у России в этой сфере не нашлось ни одного достойного финансирования проекта. Вот где проблема!
Россияне по-прежнему хронически недооценивают возобновляемую энергетику. Судя по публикациям в СМИ и особенно дискуссиям в интернете, многие считают “зеленую” энергетику своего рода причудой Запада, утратившего чувство реальности, помешанного на сохранении глобального климата и навязывающего остальному миру свои технологии. При этом упускается из виду, что глобальное лидерство в деле производства и установки возобновляемых генерирующих мощностей принадлежит в наши дни уже не Германии или США, а Китаю.
Москве нечего предложить, кроме малой энергетики в Карелии
Так что нет ничего удивительного в том, что обосновавшийся в Шанхае Новый банк развития, с самого начала позиционируется (впрочем, с явного согласия большинства своих соучредителей) как приверженец возобновляемой энергетики и защиты окружающей среды. Побывавший в марте в Москве южноафриканский вице-президент и финансовый директор NDB Лесли Маасдорп недвусмысленно заявил в интервью ТАСС, что банк БРИКС намерен сосредоточиться на переходе к “зеленой” экономике: “Мы будем отдавать предпочтение проектам возобновляемых источников энергии. Мы будем развивать “зеленые” финансы, “зеленые” проекты, выпускать “зеленые” бонды”.
Первые кредиты нового банка – убедительное тому подтверждение. А Россия, которая вообще-то крайне нуждается сейчас в инвестициях, в обойму их получателей не попадает. Правда, министр финансов РФ Антон Силуанов, являющийся, между прочим, председателем совета управляющих банка БРИКС, заверяет СМИ: уже в высокой степени проработки находится проект развития в Карелии малой энергетики на основе гидрогенерации.
И это все, что на данный момент может предложить в области возобновляемой энергетики самая большая по территории страна планеты? Страна, имеющая залитые солнцем причерноморские, северокавказские и прикаспийские регионы. Страна, северные рубежи которой на протяжении тысяч километров продуваются сильнейшими арктическими ветрами. Страна огромных сельскохозяйственных комплексов, где прямо-таки напрашивается побочное производство биогаза.
Но нет, Москва полностью зациклена совсем на другом газе – природном, а также на сильно подешевевшей нефти, и энергетическое сотрудничество с тем же Китаем она стремится выстроить исключительно в нефтегазовой сфере. А в Шанхае тем временем из капитала совместного банка на разные континенты выдаются кредиты на развитие возобновляемой энергетики, и можно не сомневаться в том, что часть этих денег вернется в КНР в виде заказов местным производителям солнечных батарей и ветряков.
Россияне в свое время долго отмахивались от немцев, убеждавших их в том, что необходимо всерьез заняться “зелеными” технологиями, которые все больше становятся магистральным направлением развития мировой энергетики в 21-м веке. Может быть, Москва прислушается теперь к Китаю и другим партнерам по БРИКС?
Андрей Гурков, экономический обозреватель DW