Правительство самопровозглашенной так называемой "Луганской народной республики" надеется установить деловые связи с Украиной.
Об этом пишет в своей статье для РИА Новости Александр Белокобыльский.
Автор отмечает, что согласно «Дорожной карте» создания своей банковской системы, «республика» планировала открыть корреспондентские отношения с банковской системой Украины уже 14 января. Однако эти ожидания оказались чересчур оптимистичными.
Создание собственной банковской системы в «ЛНР» идет с отставанием от графика. Уже к 14 января в расчетно-кассовом центре «республики» должна была появиться бухгалтерская служба, и открыт баланс. А к 12 января планировали открыть счета «госорганам», юридическим и физическим лицам и вообще организовать расчеты. Между тем со счетами дела по-прежнему обстоят не очень хорошо. Об этом можно судить, например, по способу оплаты коммуналки. Предприятия, которые обеспечивают людей комуслугами и собирают платежи, должны получить счета в числе первых. Однако на сегодня способ оплаты не поменялся.
«За газ мы платим непосредственно в абонентском отделе предприятия «Луганскгаз», за воду — в компании «Лугансквода» (правда, она открыла еще несколько пунктов приема платежей по городу). За обслуживание дома и придомовой территории коммунальному предприятию «Центрожилком» платим на почте», — рассказывает луганчанка Светлана Борисовна. Также «Центрожилком» принимает наличку в восьми отделениях по городу. «С 13 января начали работу передвижные пункты приема платежей. Мы размещаем объявления о работе этих пунктов на подъездах. По прибытии машины-передвижного пункта она оповещает жильцов с помощью громкоговорителя», — говорит директор «Центрожилкома» Сергей Шатохин. Появились на подъездах объявления и от водников, ездят с кассовым аппаратом по дворам многоквартирных домов сотрудники «Теплокоммунэнерго».
Горожане с удивлением увидели, что открылись некоторые отделения украинских коммерческих банков, прекративших работу еще летом. Например, принимаются платежи в помещении отделения банка «Киевская Русь» в районе памятника Труженику Луганщины на ул. Советской. «В городе Луганске сейчас у нас не существует отделений», — комментируют в центральном киевском офисе «Киевской Руси». Так что на площадях отделения и с использованием «национализированного» оборудования, очевидно, действует один из расчетно-кассовых узлов будущей банковской системы «ЛНР». Хотя снять вывеску никто не потрудился. В «Дорожной карте обеспечения временного функционирования банковской системы», которая была опубликована еще в начале декабря, есть пункт об экспертизе имеющихся каналов связи для осуществления платежей. Есть и пункт об инвентаризации существующих кассовых узлов. Расчетно-кассовый центр и сеть его подразделений создаются на базе «национализированных» отделений коммерческих банков — в этом сомневаться не приходится. Эту «Дорожную карту» до сих пор никто толком не анализировал. А напрасно. Из документа можно узнать об истинных устремлениях «правительства ЛНР» куда больше, чем на любой пресс-конференции.
«Написано грамотно. Видно, что составлял «Дорожную карту» человек, знакомый с тем, как работает банковская система. Было бы, кстати, интересно узнать, кто готовил этот документ. Вместе с тем отдельные моменты прописаны весьма обтекаемо, так что мы не видим ответов на некоторые важные вопросы», — говорит руководитель среднего звена из управления Национального банка Украины в Луганской области.
Имена непосредственных авторов мы пока что не знаем, пишет автор статьи, зато нам известно, кто курировал разработку плана действий. Министр финансов «ЛНР» — Валерий Мануйлов, занимавший до июля 2014-го почти четыре года должность заместителя начальника Главного управления Госказначейства в Луганской области. Это объясняет грамотный подход к разработке: должность подразумевает доскональное знание механизма работы банковской системы. Один из вопросов, на которые не дает ответа «Дорожная карта» — откуда возьмется персонал расчетно-кассового центра? Разработать штатную структуру расчетно-кассового центра должны были до 20 декабря, к Новому году подобрать персонал, а до 14 числа обучить, чтобы сотрудники приступили к работе.
Можно ли сделать это в такие сжатые сроки? Наверное, да, — в том случае, если набрать уже готовых специалистов, говорится в статье. Помимо потерявших работу сотрудников коммерческих банков, на рынке труда «ЛНР» и «ДНР» в начале декабря, как по заказу, появились полтысячи высококлассных профессионалов — уволенных работников территориальных управлений Нацбанка Украины. 20 ноября 2014 года вышло постановление Правления Национального банка Украины № 736, согласно которому с 1 декабря приостановлено выполнение своих функций Луганским и Донецким управлениями НБУ. Об этом сообщил Максим Яицкий, начальник Управления НБУ в Днепропетровской области, которое после реорганизации Нацбанка будет выполнять функции НБУ в Восточном макро-регионе, в т.ч. на территории Луганской и Донецкой областей. В Донецкой области под сокращение попали 279 человек, в Луганской — 242. Найти работу по специальности банковскому работнику-переселенцу в Украине непросто в принципе, а если искать с зарплатой, которой должно хватить на оплату съемного жилья — то и вовсе нереально. Удивится ли кто-нибудь, если в штате расчетно-кассовых центров «ЛНР» и «ДНР» окажутся бывшие госслужащие региональных управлений НБУ, которые устали скитаться по съемным квартирам и вернулись домой?
Но самый интересный пункт в «Дорожной карте», пишет автор статьи, — под номером 2.12: «Организация корреспондентских отношений с банковской системой Украины». Корреспондентские отношения подразумевают открытие корсчета расчетно-кассового центра «ЛНР» в Национальном банке Украины — точно так же, как свой корсчет в Киеве был у луганского теруправления Нацбанка. Собственно, без этого безналичные расчеты между субъектами на территории, подконтрольной Украине, и находящимися в «ЛНР» невозможны. Реально ли подобное признание «ЛНР» законной структурой со стороны государства Украина? Возможно ли, чтобы во время боевых действий Национальный банк устанавливал отношения с расчетно-кассовым центром «ЛНР»? Готов ли он работать со структурой, которая использует «национализированные» площади, оборудование и телекоммуникационные системы? Эти вопросы пока оставим в стороне. Ключевой момент здесь — стратегические планы правительства «ЛНР» неразрывно связаны с банковской и финансовой системой Украины. Примечательно, что в «Дорожной карте» не нашло отражения создание собственной валюты. И еще более показательный факт — ни о каких отношениях с банками других стран речи не идет, в том числе и о Центральном банке Российской Федерации. Валюта — украинская гривна, корреспондентские отношения с Нацбанком Украины…
Если деньги — кровь экономики, то кровеносная система — это банковская сеть, а сердце, которое прокачивает финансовый поток — центральный банк. В случае нашей страны это Национальный банк Украины. Луганская и Донецкая области оказались отрезанными от этой системы еще летом. Сегодня единственный способ расчетов в самопровозглашенных республиках — наличными. При этом денежная масса неизбежно вымывается из мятежных регионов: одни люди едут за покупками на территории, подконтрольные Украине, другие в магазинах покупают украинские товары, оплата за которые тоже идет на «большую землю» (за вычетом торговых наценок). В то же время мощного потока товаров из Луганска, за которые можно было бы выручить деньги, не наблюдается. В отличие от Донецка, кстати, откуда продолжает идти в Украину сладости от «А.В.К.», «Конти», молочка торговых марок «Геркулес» и «Добрыня», спиртное от «Олимпа». Из «ЛНР» уходит разве что полулегальный уголь, за который деньги получает неизвестно кто и в какой валюте.
Подкрепление наличностью, которое Киев обеспечивает в других областях через территориальные управления Нацбанка, в Луганск не приходит. Деньги вливаются в регион несколькими тонкими ручейками: пенсии и социальные выплаты, которые жители самопровозглашенных «республик» могут получать на территории, подконтрольной Украине, а также помощь от родственников с «материковой Украины». То есть отсутствие зарплат, пенсий и прочих выплат связаны не только с отсутствием денег в бюджете «республики», а и с тем, что налички в «ЛНР» просто нет. В этих условиях единственным выходом для экономики «ЛНР» выглядит реинтеграция в Украину. И в руководстве «республики» это явно понимают, отмечается в статье. Вопрос лишь в том, на каких основаниях регион возвратится под юрисдикцию украинской власти.