Интерпретация роста номинальной заработной платы как следствия снижения ставки ЕСВ на основании первых фискальных итогов 2016 г. является очень смелым предположением, особенно в условиях значительной инфляции по итогам 2015-го.
Об этом говорится в статье Дмитрия Серебрянского и Артема Вдовиченко до ZN.UA.
По данным Госстата, в 2015 г. относительно 2014-го индекс потребительских цен составил 148,7%, а в первом квартале 2016-го относительно аналогичного периода предыдущего года — 130,8%, говорится в статье.
Авторы статьи приводят таблицу с данными, отражающими динамику заработных плат, уплаты ЕСВ и ПДФЛ в целом в экономике и в разрезе государственного и частного секторов.
“Снижение ставки ЕСВ, учитывая наиболее вероятные сценарии, должно было бы привести или к нейтральному варианту — перераспределению средств, высвобожденных в связи со значительным уменьшением ставки ЕСВ, в увеличение фонда заработной платы (увеличение стартовых окладов), или к оптимистичному сценарию — реальная детенизация заработных плат путем их роста на большие относительные величины, чем снижение ЕСВ. Цифры об изменении фактически уплаченного единого взноса и суммы начисленной заработной платы и денежного обеспечения, на которые начисляется единый взнос, свидетельствуют в пользу первого варианта (-25,2%; +25,2%). То есть на реальную детенизацию это не похоже”, – говорится в статье.
Кроме того, как отмечают Серебрянский и Вдовиченко, в государственном секторе номинальный фонд оплаты труда (ФОТ) вырос почти на 40%, вследствие чего уплата ЕСВ упала только на 15%. В частном секторе картина диаметрально противоположная — рост ФОТ на 18%, падение ЕСВ на 28%.
“Все это наталкивает на мысль, что увеличение общего ФОТ, что часто трактуется как детенизация, состоялось в основном за счет государственного сектора. Парадокс заключается только в том, что в государственном секторе нет теневых зарплат, они возможны лишь в частном секторе”, – говорится в статье.
Согласно табл. 2 суммы увеличения ФОТ в частном секторе и снижения уплаты ЕСВ почти совпадают. Но в государственном секторе увеличение ФОТ оказалось почти вдвое большим, чем это обусловлено экономией на ЕСВ.
Как заявляют авторы статьи, причиной является не детенизация зарплат, которой не может быть в государственном секторе в принципе, а увеличение денежного обеспечения армии (почти на 69%).
“То есть по причинам, никак не зависящим от снижения ставки ЕСВ, ФОТ в государственном секторе вырос на сумму большую, чем экономия ЕСВ. Именно эта сумма и обусловила превышение увеличения ФОТ по экономике в целом над суммой снижения ЕСВ”, – говорится в статье.