Новости экономики

Как Украина осваивает миллиардные китайские кредиты

За последние несколько лет Украина и Китай заключили целый ряд крупных кредитных соглашений. Но реализовывается сегодня, по большому счету, только договор о форвардных закупках зерна. Если Киев не ускорится, то может потерять крупный кредит в энергетике. А, ведь сейчас очень благоприятное время, чтобы брать у КНР новые кредиты, считают эксперты.

Украина строит большие планы по привлечению кредитов за рубежом. Так, в 2016 году Киве планирует привлечь от международных кредиторов около 10 млрд. долл.

По словам министра финансов Натальи Яресько, деньги ожидаются из таких источников:

МВФ – около $5,8 млрд;
правительство США – $1 млрд;
ЕС – 1,2 млрд евро + 170 млн евро грантов;
Всемирный банк – $210 млн по существующим программам + $1,5 млрд на новые проекты;
ЕБРР – $177 млн на существующие инвестиционные проекты + $1,1 млрд на новые;
ЕИБ – $175 млн по существующим проектам + $1,1 млрд на новые.
Ожидаются средства также от правительства Японии ($1,3 млрд), Швейцарии ($200 млн), Германии (350 млн евро), Польши (100 млн евро).

В то же время, у Украины в настоящее время заключен целый ряд крупных кредитных договоров с Китаем, средства из которых по тем, либо иным причинам, так и не начали осваивать.

Кредитование энергетики

Так, еще в декабре 2012 года между “Нафтогазом Украины” и Банком развития Китая заключили кредитный договор на сумму 3,65 млрд долл. Эти средства, которые Пекин готов был предоставить под госгарантии, должны были пойти на строительство (по китайской технологии) нескольких заводов по газификации угля и на перевод нескольких ТЭЦ на водоугольное топливо.

После смены власти в Киеве решили на время отложить реализацию кредитного соглашения и вспомнили о нем только в феврале прошлого года. “Наша делегация только что вернулась из Китая, где встречалась с представителями Министерства коммерции КНР и Банка развития. Они подтвердили готовность выделить кредит 3,6 млрд долларов на проекты по газозамещению”, – сообщил тогда министр энергетики Украины Владимир Демчишин.

В “Нафтогазе” отмечают, что в феврале 2015 года удалось добиться согласия Китая на смену целевого назначения кредита. Дополнительно это было зафиксировано в протоколе официального заседания подкомиссии с участием китайского Министерства коммерции и украинского МЭРТа в октябре 2015 года. Но при этом сохраняется основное условие: не менее 60% кредитных средств должно быть направлено на закупку оборудования в КНР.

Сегодня украинские специалисты готовят для Пекина проектные предложения по трем направлениям: перевод трех ТЭЦ (две в Киеве и одна во Львове) с газа и антрацита на недефицитные марки угля – на это предлагается использовать 1,4 млрд. долл., еще 1,8 млрд. долл. должны пойти на замену старых бытовых котлов у потребителей, 400 млн долл. в “Нафтогазе” хотят направить на приобретение современного бурового оборудования для “Укргазвыдобування”.

Окончательный ответ по всем этим проектам Пекин должен дать на следующем заседании межправительственной украинско-китайской комиссии, которое должно состояться в скором времени, когда именно произойдет встреча в “Нафтогазе” не уточняют.

Но нужно не забывать, что согласно кредитному, если не согласовать проекты до 1 июля 2016 года, то оно потеряет силу.

И пока сложно прогнозировать, согласиться ли Китай на предложенные проекты, отмечает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
“Возникает множество проблем. Китайцы известны во всем мире своим очень жестким подходом. Нужно думать и считать. К тому же поменялись условия игры (Киев утратил контроль над частью Донбасса, где расположено много угольных шахт). Но шансы (на позитивное решение) есть всегда”, – сказал он.

Кредиты на АПК

Если в сфере энергетики у нас с Китаем только намечается реально сотрудничество, то в сфере АПК дела идет более динамично.

Так, в 2012 году Государственная продовольственно-зерновая корпорация и Экспортно-импортный банк Китая договорились о предоставлении украинской корпорации кредита в размере 3 млрд долл. под госгарантии. Часть кредита в размере 1,5 млрд долл. предоставлялась ГПЗКУ на закупку зерна (в первую очередь, кукурузы) для дальнейших экспортных поставок через посредничество китайской корпорации ССЕС. Вторую половину займа (1,5 млрд долл.) украинская корпорация должна была в течение пяти лет потратить на импорт из КНР сельскохозяйственной техники и материально-технических ресурсов.

Первый транш в размере 1,5 млрд долл. компания получила в начале 2013 года. Однако уже в начале 2014 года выяснилось, что Украина не полностью выполняет свою часть контракта, в связи с чем Китай подал в Лондонский международный арбитражный суд иск к Украине на возмещение убытков на сумму 3 млрд долл.

Эту информацию в феврале 2014 озвучил на тот момент первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией Геннадий Москаль. По его словам, лишь часть зерна, которое закупалось за китайский кредит, потом отправлялось в КНР, часть зерна продавалась третьим странам.

Информацию о судебном иске в последствие подтвердил на тот момент министр АПК Игорь Швайка.”Прошлое руководство подало недостоверную информацию о том, что к нам нет претензий со стороны Китая. По контракту есть разночтения, разные толкования, которые привели к обращению китайской стороны в суд Гафта, который работает в Лондоне. Зарегистрированный спор между сторонами существует”, – сообщил министр.

В то же время, уже новый министр АПК Алексей Павленко в начале 2015 года сообщил, что ГПЗКУ полностью выполнила контракт 2014 года на поставку кукурузы в Китай.

“Контракт был под большой угрозой срыва. Кредитную линию, которая предоставлялась под этот контракт – это 1,5 млрд. долл., – имели право отозвать. На сегодня китайская сторона признала выполнения контракта”, – сказал он.

Министр также сообщил, что Пекин ожидает увеличения объемов экспорта зерновых по уже существующему контракту “Есть желание китайской стороны в два раза увеличить объемы по поставкам зерновых и после этого они готовы раскрывать вторую часть кредита (1,5 млрд. долл.). Мы находимся в стадии переговоров”, – сказал министр.
По словам министра, эти 1,5 млрд. долл. могли быть направлены на развитие аграрной инфраструктуры (портовых элеваторов, железнодорожных вагонов).
В 2013 году также сообщалось, что Украина привлечет у Китая кредит на 3 млрд. долл. (под аналогичные условия) для восстановления систем орошения, но каких-либо подвижек в этом вопросе с того времени сделано не было.

Масштабные планы строительства

В марте прошлого года Министерство регионального развития сообщило, что китайская госкомпания CITIC Construction Co., Ltd готова инвестировать 15 млрд. долл. на строительство доступного жилья в Украине. Тогда же был подписан соответствующий меморандум. Заявлялось, что на первом этапе, в Украине будет реализован пилотный проект инвестиционной стоимостью в 1 млрд. долл.

CITIC выступает, как генеральный подрядчик – заказчик по реализации проектов, Минрегион будет заниматься подготовкой и реализацией проектов. О начале реализации каких-либо проектов по данному направлению пока не сообщалось.
Китай может дать много Украине, но пока мы берем мало

Фактически сегодня из всех кредитных соглашений с Китаем работает только договор о форвардных закупках зерна, а также договоренности по своп-линии (на сумму 2,4 млрд. долл.) отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Остальные проекты, по его мнению, тормозятся, в первую очередь, по вине Киева. “И в этом виноваты больше мы. Китайцы готовы кредитовать, но они хотят видеть стабильность, им нужны гарантии. Они любят договариваться персонально, им важно знать с кем они договариваются”, – пояснил эксперт.

Вместе с тем экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь призывает не обобщать проблему. “Нужно смотреть по каждому проекту отдельно”, – сказал он.

Но некоторые проекты, на которые Китай уже выделил деньги, в частности, развитие аграрной инфраструктуры, можно было бы уже начать реализовывать, считает бывший первый заместитель министра финансов Игорь Уманский. “Их можно было начать реализовывать еще в 2015 году, чтобы в 2016 году активно пошло освоение денег и запуск строительной индустрии, металлургии, производства стройматериалов. Эти проекты могли бы создать потрясающие точки роста и дать первый компенсатор – рост экономики”, – сказал он в интервью “Украинской правде”.

Действительно, китайские кредиты могли бы “оживить” украинскую экономику, соглашается Александр Охрименко. “Китайские кредиты могут обеспечить рост экономики Украины, поскольку деньги вкладываются в реальный бизнес, в отличие от кредитов МВФ, которые на бизнес не влияют”, – пояснил он.

Но опять же реальный эффект для экономики будет зависть от того, насколько массивным будет каждый отдельно взятый проект, подчеркивает Александр Жолудь. При этом, по его словам, сейчас для Киева благоприятное время, чтобы активизировать кредитное сотрудничество с Пекином.

“Надо понимать две вещи. Первое, Китай – это быстрорастущая экономика, которая уже занимает достаточно большие позиции на мировом рынке. Второе, Китай достаточно активно рассматривает вопросы финансирования различных инфраструктурных проектов. Возможно не только с точки зрения экономических, но и с точки зрения каких-то глобальных политических целей и этим действительно можно воспользоваться”, – отмечает эксперт.

По словам старшего экономиста министерства сельского хозяйства США Фреда Гейла, которые приводит издание Financial Times, Украина расположена на новом торговом пути в Европу, который Китай стремится развивать и инвестировать в развитие инфраструктуры таких стран.

rakassa