Несколько месяцев подряд газпромовские функционеры убеждали Украину и мир, что вопрос о транзите газа через украинскую территорию закрыт. Решение строить "Турецкий поток", принято лично Владимиром Путиным, мало говорить о серьезности российских намерений, - пишет Виталий Портников
В «Газпроме» советовали европейцам позаботиться об устройстве газопроводов от границ Турции — мол, никаких других альтернатив для получения российского газа у европейских клиентов просто не останется. А когда представители Еврокомиссии просили напомнить россиянам, что такая наглость просто не предусмотрена действующим контрактам, в Москве начали откровенно смеяться над критиками, не способных понять, что украинский поезд ушел навсегда. Нежелание европейских стран достраивать мифический газопровод из Турции объясняли политическим давлением на Россию — вот, мол, желают сохранить ее зависимость от Украины вопреки здравому смыслу.
И вот после всех этих самоуверенных заявлений президент Владимир Путин дает председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру поручение провести с Украиной переговоры о продлении транзита российского газа через украинскую территорию после 2019 года. Миллер, конечно, пытается сделать вид, что «Газпром» сохраняет жесткую позицию и никогда не согласится на невыгодные условия. Но напомню, что еще несколько дней перед этим в «Газпроме» вообще не желать слышать ни о каких условиях переговоров. Не будет транзита — и баста!
Что же случилось? А ничего особенного. Сущность ситуации именно в этом. Все заявления о том, что «Газпром» может обойтись без украинского транзита — обычный блеф. И дело даже не в том, что русские не могут поставлять газ, игнорируя украинскую трубу. А в том, что нет никакой необходимости ее игнорировать. Желание закрыть украинский транзит — это и была политика. Потому что с экономической точки зрения не понятно, для чего выбрасывать миллиарды долларов для строительства маршрутов, которые будут дублировать уже существующие. Тем более, что новые газопроводы все равно нельзя полностью заполнить сырьем.
У «Газпрома» — в связи с удешевлением нефти, европейской энергетической политикой и конкуренцией сейчас непростые времена. Российский бюджет также не оставляет возможностей для выбрасывания миллиардов на морское дно. И в этой ситуации Путину остается только посмотреть в глаза реальности и пустить слезу. Газовый блеф подходит к концу.