Новости экономики

Чего Украине ждать от зоны свободной торговли с Евросоюзом?

Сумеют ли украинские производители "отбить" на европейском рынке хотя бы часть своих потерь

С начала года в Украине начала действовать в полной мере Зона свободной торговли с Евросоюзом. Она предусматривает снижение таможенных пошлин на товары, а в некоторых случаях — их отмену. Кроме того, украинские производители должны будут перейти на нормы и стандарты ЕС.

“Главред” разбирался, как ЗСТ на практике отразится на нашей стране, что получит бизнес и простые украинцы?

На вес евро

Уже через несколько месяцев на полках украинских магазинов появится больше европейских товаров. Предполагается, что постепенно, из-за снижения пошлин эта продукция будет дешеветь.

Темпы снижения пошлин для каждой группы товаров разные. Например, пошлины на импортные автомобили будут снижаться постепенно на протяжении 10 лет, а вот пошлины на одежду уже с 1 января отменены.

Но это не означает, что в крупных сетях, торгующей одеждой, резко все подешевеет. Пошлины будут отменены только на одежду, сшитую в странах ЕС, а такой одежды в Украине очень мало — в основном она отшита для европейских брендов в Китае, Малайзии, Пакистане и т.д.. “Себестоимость пошива одежды в ЕС очень высокая. Грубо говоря, платье, сшитое на заводе где-то во Франции или сапоги, сделанные где-то в Италии, будут стоить дорого даже для жительницы Евросоюза”, — говорит fashion консультант Анастасия Ким.

Например, сапоги, даже не ручной работы, в Италии стоят около 300 евро. Сможет ли сейчас рядовая украинка выложить за обувь сумму, превышающую среднюю зарплату по Киеву?

Аналогичная ситуация и с бытовой техникой: стиральные машины, холодильники, духовые и микроволновые печи, кондиционеры и пр. — в Украине в основном китайской и российской сборки. “Найти стиральную машину, например, немецкой сборки в Украине, по адекватной цене — задача не из простых. Мы искали месяц, обошли все сети и пересмотрели все сайты интернет-магазинов, в итоге нашли, но она по многим своим функциям уступала своим аналогам, собранным в Китае, т.е. мы купили какую-то довольно старую модель”, — говорит киевлянин Александр Егоров.

Снизиться цена должна на продукты из ЕС. Но речь идет не о хамоне, французских мягких и итальянских твердых сырах, морепродуктах и швейцарском шоколаде. Соглашение об ассоциации с ЕС даст возможность европейским компаниям поставлять в Украину продукты по европейским стандартам, в том числе и продукты с ГМО, где используют заменители натуральных веществ. “Европейские деликатесы и до кризиса могли себе позволить покупать от силы 20% населения Украины, а кто сможет это сделать сейчас, когда уровень жизни резко упал? Из-за девальвации гривны они стали запредельно дорогими, причем валюта продолжает дорожать, так что мы даже не ощутим эффект от снижения пошлин на эти продукты”, — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

За горизонтом

ЗСТ означает не только снижение и отмену пошлин для европейских товаров, но и открывает европейский рынок для украинских производителей. Для Украины это действительно неплохая возможность попытаться компенсировать хотя бы часть своих потерь от утраты российского рынка. Так, в 2013 году объем украинского экспорта в Россию составлял 5,2 млрд долларов, по итогам 2014-го Украина экспортировала в Россию около 3,5 млрд, в по итогам восьми месяцев прошлого — объем украинского экспорта в РФ сократился на 80%.

Вероятнее всего, и в этом году объем экспорта в Россию будет уменьшаться. Москва минимизирует зависимость от украинских товаров.

Но сумеют ли украинские производители “отбить” на европейском рынке хотя бы часть своих потерь? Пока им это не очень хорошо удается. Так, часть заградительных пошлин и квот для украинской продукции была снята в апреле прошлого года, но за этот период существенно нарастить объемы в денежном выражении украинским экспортерам не удалось. Так, за семь месяцев 2015 года экспорт товаров в страны ЕС составил 7,16 млрд долларов, что почти на 3,7 млрд меньше аналогичного периода предыдущего года.

Причем, судя по данным Госстата, спрос в ЕС существует пока только на украинское сырье — зерно и продукты растительного происхождения, мясо (в основном птицы), чугун, металлолом, руду, дерево и пр.

“Есть целые отрасли, продукцию которых пока невозможно продать в ЕС. Например, машиностроение, те же вагоны — в ЕС совсем другие технические стандарты. И даже те, кто гипотетически сумеет попасть на рынок ЕС — им сложно там будет закрепиться — чиновники Евросоюза, чтобы защитить своих производителей, максимально забюрократизировали все процессы. Даже Китаю на этом рынке работать тяжело”, — говорит Охрименко.

О сложностях выхода на рынки ЕС говорят и сами производители. “Украина производит 1,2 млн тонн куриного мяса в год. При этом Европа дала Украине беспошлинную квоту — 16 тысяч тонн. Ну, плюс к тому же можно ввезти без пошлины 20 тыс. тонн целой замороженной курицы (которая абсолютно никому не нужна). На все, что сверх этой квоты — пошлина более 1 тыс. евро за тонну… Они [ЕС] четко защитили собственные интересы, а Украина проиграла”, — посетовал владелец крупного агрохолдинга Юрий Косюк в интервью “Голосу Америки”.

Сложно, несмотря на оптимистичные пресс-релизы из Министерства аграрной политики и продовольствия, перекрыть свои потери будет и производителям сыров.. Дело в том, что до 70% своей продукции сыровары ориентировали на российский рынок. Компенсировать потери этого рынка им не сможет ни Украина, ни ЕС вместе взятые — Украина просто не в состоянии принять весь тот объем продукции, на который рассчитаны мощности отечественных сыроваров, а в ЕС — не едят такие сыры, которые производят в нашей стране.

“Химикам, производителям продуктов, машиностроителям придется закрываться либо искать альтернативные рынка сбыта. Но даже на время поиска этих рынков им придется сократить штат сотрудников. Ведь новые контракты — процесс не быстрый”, — рассуждает Охрименко.

Так что в этом сотрудничестве для Украины в целом и украинского бизнеса в частности предстоит немало испытаний. И пройти их стране, терзаемой коррупцией, войной и экономическим кризисом, будет отнюдь непросто.

kuznecov