Иранская власть готова предложить европейским потребителям дешевую нефть, чтобы отвоевать утраченные во время действия европейских и американских санкций позиции и потеснить с этого лакомого рынка своих основных конкурентов - Россию и Саудовскую Аравию.
17 долларов за баррель – такой может стать цена нефти сорта Iran Heavy на рынке Западной Европы. Это не биржевое снижение цены, а результат значительной скидки от среднемесячной стоимости, которую иранская власть готова предложить европейским потребителям, чтобы отвоевать утраченные во время действия европейских и американских санкций позиции и потеснить с этого лакомого рынка своих основных конкурентов – Россию и Саудовскую Аравию. Об этом пишет британское информагентство Reuters.
Стоит отметить, что в Эр-Рияде также готовы бороться за европейский рынок с иранцами: саудовцы теперь продают свою нефть со скидкой в $4,85 за баррель. Однако скидка в $6,55 за баррель, предложенная Ираном, все равно выглядит более привлекательной. При этом добывающее предприятие National Iranian Oil Company, как утверждают в Тегеране, по-прежнему останется рентабельным.
России ввязываться в конкурентную войну между Ираном и Саудовской Аравией абсолютно бессмысленно: во-первых, предлагаемая ею нефть сорта Urals имеет более высокое содержание серы, уменьшает выход бензина и дизельного топлива при промышленной переработке.
Поэтому Urals традиционно котируется на полтора-два доллара дешевле, чем, например, североморская Brent. Нефть Iran Heavy также относится к “тяжелым” высокосернистым сортам, однако благодаря низкой себестоимости добычи остается конкурентоспособной даже при меньшей цене.
К слову, даже сами российские нефтяники констатировали, что нефть Urals стали разбавлять еще более дешевыми сортами, чтобы хоть как-то компенсировать убытки. Однако это чревато полной потерей европейского рынка – там не любят обманщиков.
Во-вторых, российская нефть, в отличие от иранской и саудовской, добывается в гораздо более сложных климатических условиях Сибири и крайнего Севера. Это существенно увеличивает ее себестоимость, и при мировой цене ниже 30 долларов за баррель российские нефтяники начинают работать фактически себе в убыток.