Во вторник, 16 февраля, ряд украинских СМИ распространил информацию о том, что российская сторона, которая после аннексии Крыма полностью контролирует Керченский пролив, намерена перекрыть судоходство в нем в связи со строительством моста на оккупированный полуостров.
Минтранс РФ действительно собирается ограничить движение в проливе, однако это не коснется Керчь-Еникальского канала, по которому, собственно, и осуществляется торговое судоходство. Россия никогда не решится полностью перекрыть Керченский пролив, поскольку это ударит по ее же экономическим интересам и заблокирует все российские порты в Азовском море.
2 февраля заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский провел в Тамани совещание, посвященное мерам обеспечения безопасности судоходства на время строительства моста в Крым. В обсуждении приняли участие заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Костин, так называемый “министр транспорта Крыма” Андрей Безсалов, руководители ФКУ Упрдор “Тамань” и ООО “СГМ-Мост”, капитаны портов Керчь и Кавказ, представители “Морспасслужбы Росморречфлота”, “Росморпорта” и других ответственных структур.
В частности, было заявлено, что в ближайшее время планируется утверждение запретных для плавания территорий в районе строительства моста через Керченский пролив. На этих территориях, “исключая Керчь-Еникальский канал”, будет запрещено перемещение всех судов и кораблей, кроме кораблей и судов военно-морского флота, федеральных органов безопасности, а также плавсредств, участвующих в процессе строительства моста в Керченском проливе. Это исключение крайне важно, поскольку торговое судоходство в проливе именно по этому каналу и происходит. Впрочем, один из крымских сайтов представил информацию с совещания таким образом, что движение судов в Керченском проливе будет перекрыто полностью. Приблизительно в таком виде это сообщение и появилось в целом ряде украинских электронных СМИ.
Сам по себе Керченский пролив очень мелководен, его дно имеет непростой рельеф, что делает судоходство по нему сложным и опасным. Поэтому вдоль пролива, почти на всем его протяжении был прорыт Керчь-Еникальский канал шириной в 120 м и проектной глубиной в 9,35 м. Он доступен для судов длиной до 215 м, с осадкой до 8 м. Вместе с тем, на проход судов все равно налагается множество ограничений. В частности, на вход в канал судов больших размеров капитан порта Керчь дает разрешение в каждом отдельном случае. Движение на боковых каналах во время тумана, мглы, снегопада, сильного ливня и при прочих неблагоприятных гидрометеорологических условиях, а также при скорости ветра более 14 м/сек. запрещено. Проход судов длиною более 160 м и с осадкой более 6 м осуществляется по Керчь-Еникальскому каналу только в светлое время суток. В Керченском проливе действует система регулирования движения, поэтому их шкиперы обязательно должны пользоваться услугами Центра регулирования движения судов.
Канал — единственный путь к портам Черного моря, как российским, так и украинским. Его перекрытие парализовало бы не только Бердянск, Геническ и Мариуполь, но и российские порты Ейск, Кавказ, Азов, Таганрог и Темрюк. Это нанесло бы значительный ущерб российской экономике. Именно поэтому никакой морской блокады азовских портов Украины ожидать не стоит. Российские власти намерены определить меры безопасности на тот случай, если строительство опор моста когда-нибудь начнется. Вряд ли возможна и дискриминация кораблей по их государственной принадлежности, поскольку очень мало торговых судов ходят, собственно, под российскими и украинскими флагами. Почти все торговое судоходство обеих стран обеспечивают суда, зарегистрированные под иностранными флагами.
В Администрации морских портов Украины (АМПУ) “Апострофу” подтвердили этот вывод, пояснив, что, согласно договору между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 года, торговые суда, военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Украины или Российской Федерации, эксплуатируемые в некоммерческих целях, “пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства”. “А торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в украинский или российского порт либо возвращаются из него. АМПУ не ожидает сложностей и ограничений прохода судов в морские порты Бердянск и Мариуполь через Керчь-Еникальский пролив”, — подчеркнули в администрации.
Распространение российских фейков также вредит имиджу украинских портов как надежных торговых партнеров.