Новости экономики

Стоит ли ждать нового скачка доллара, – американский экономист

«Вместо того, чтобы тонуть, доллар бьет все рекорды. За последний год он поднялся на 20% по сравнению с другими мировыми валютами», - пишет американский экономист Пол Кругман в своей колонке для NY Times.

Нас раз за разом предупреждали, что Федеральная резервная система своими попытками улучшить состояние экономики «портит» доллар. Само архаичное слово многое говорит о том, кто стоит за этими грозными предупреждениями. Это аллюзия на старую практику подмены полновесных золотых или серебряных монет на «порченые», в которых драгоценный метал смешивали с чем подешевле. Хотелось бы, чтобы республиканцы, которые верят в подобное, поняли, что современные деньги работают совсем по другому принципу. Тем не менее, критики ФРС наперебой предрекают обвал доллара.

Реальность, похоже, не желает им подчиняться. Вместо того, чтобы тонуть, доллар бьет все рекорды (какая жалость). За последний год он поднялся на 20% по сравнению с другими мировыми валютами, а по сравнению с евро – на 27%. Да здравствует укрепление доллара!

Или нет. Дело в том, что сильный доллар США невыгоден. Он поспособствует увеличению торгового дефицита и навредит восстановлению нашей экономики. Кроме того, его рост – это сигнал, что мы куда более зависимы от проблем за океаном, чем многие привыкли считать. По сути, комбинация укрепляющийся доллар/слабый евро – манифестация того, как Европа экспортирует свои проблемы в другие части света, в том числе и в Америку.

Объясню: в последнее время США демонстрировали хороший рост, а уровень безработицы сокращался так же стремительно, как при Клинтоне. И все же состояние экономики по-прежнему оставляет желать лучшего. В частности, то, что зарплаты не растут, показывает слабость рынка труда, несмотря на уменьшение безработицы. К тому же, США предлагает инвесторам, даже долгосрочным, смешные процентные ставки – чуть больше 2%.

Но в случае с валютными рынками все познается в сравнении. Американскую экономику сейчас не назовешь цветущей, но по сравнению с Европой, где ситуация, очевидно, будет только ухудшаться, она смотрится весьма неплохо.

Еще до греческого кризиса Европа начинала напоминать Японию (минус сплочённость населения): внутри еврозоны становилось все меньше работоспособного населения, инвестиции сокращались, в большей части региона наблюдалась дефляция. Рынки ответили на эти печальные перспективы понижением учетных ставок. По сути, сейчас ставки по некоторым европейским облигациям попросту ушли в минус.

По сравнению с этим даже крайне низкие процентные ставки в США внезапно становятся довольно привлекательными. Так что капитал перетекает к нам, приводя к росту доллара и ослаблению евро.

Кому это выгодно? Европе: слабый евро сделает ее экономику более конкурентной, что подтолкнет и экспорт, и компании, которые соревнуются с импортерами. Кто окажется проигравшим? Американцы, потому что наша промышленность потеряет конкурентное преимущество не только на европейских рынках, но и там, где наш экспорт конкурирует с экспортом ЕС. В последние годы американская промышленность переживала нечто вроде второго рождения, но этому придет конец, если доллар продолжит укрепляться.

Вот таким нехитрым образом европейская стагнация может перекинуться и на нас. Речь не идет о каких-то кознях или валютных войнах; это просто один из принципов глобальной экономики. Но последствия могут оказаться весьма серьезными. Если рынки поверят, что европейский кризис будет длительным, евро продолжит падать, а доллар – расти. В конце концов это приведет к тому, что наши процентные ставки сравняются, а вслед за этим прекратится и рост американской экономики.

По материалам НВ
innika