В связи с нынешним нефтяным бедствием экономика страны рискует продолжить падение второй год подряд, но вместо облегчения давления государства на экономику намечается тенденция повысить налоги, на ходу латать дыры в социальной сфере и "лечить россиян при помощи изрядной дозы ностальгии, водки, религии и превентивных нападок на критиков", пишут СМИ.
“Где делаются основные деньги? На нефти, на газе, на металлах, на другом сырье”, – сказал Путин, призывая к повышению уровня диверсификации российской экономики в обращении к российскому парламенту в апреле 2001 года. В то время на нефть и газ приходилось порядка 30% доходов федерального бюджета. В 2015 году этот показатель достиг 44%, по данным Минфина, – вот и все благие намерения, пишут корреспонденты BloombergBusiness.
“Более сильная зависимость от нефти и газа означает, что ВВП РФ еще жестче привязан к динамике цен на сырую нефть. В связи с нынешним нефтяным бедствием экономика страны рискует продолжить падение второй год подряд”, – отмечает издание. Экономика РФ, сократившаяся за 2015 год на 3,7% (самый глубокий спад начиная с 2009 года), в этом году может уменьшиться еще на 0,5%.
Российская экономика все больше напоминает пьяный корабль без капитана, полагает автор статьи в Le Figaro Пьер Авриль. С начала года Путин еще ни разу не прокомментировал состояние экономики, замечает он. Сигналы тревоги, посылаемые бизнесом, остаются без ответа. Олег Дерипаска с досады заявил, что экономическая политика страны ясная – ничего не делать.
Действительно, уравнение на первый взгляд кажется нерешаемым, продолжает Авриль. Никто не ожидает скорого подорожания нефти, а она обеспечивает половину бюджетных поступлений. Зависимость от нефти влечет за собой падение рубля, делая бесполезным любое вмешательство ЦБ. Повышение ставок только увеличит и без того завышенную стоимость кредитов, лишив экономику всяких средств к оживлению.
Бюджет уже не в состоянии сгладить бессилие валютной политики, и правительство разрабатывает план снижения бюджетных расходов. По мнению директора Центра развития ВШЭ Натальи Акиндиновой, снижать придется все расходы, однако пространство для маневра ограничено. Поэтому вместо того, чтобы облегчить давление государства на экономику, намечается тенденция повысить налоги, считает она.
В преддверии парламентских выборов Кремль рассчитывает на социальный мир, даже если придется его купить, подчеркивает Авриль, приводя в качестве примера Краснодарский край, где после возмущения пенсионеров губернатор отказался от проекта пересмотра порядка выплат на общественный транспорт. Похоже, Кремль тоже готов перейти к такой политике латания дыр.
Доходы россиян снижаются, в стране закрываются больницы и детские сады. “Но все это лечат при помощи изрядной дозы ностальгии, водки, религии и превентивных нападок на критиков”, – пишет Керстин Хольм на страницах немецкой газеты Frankfurter Allgemeine.
“В эту депрессивную зиму Москва обильно делает инвестиции в “кино в головах”, – продолжает Хольм. – Отцы города, не жалея средств, превращают центр Москвы в сказочный городок: сияет фантастическая иллюминация, светятся силуэты танцующих пар, пешеходные зоны освещаются летающими тарелками…”. В результате на 15-градусном морозе семьи с детьми толпятся вокруг сувенирных лавок, едят мороженое и делают селфи.
“Новогодние открытки с ретро-дизайном XIX века, традиционные советские сладости и новое приложение для телефона, при помощи которого каждому можно придать черты Сталина, свидетельствуют о всепожирающей ностальгии”, – говорится в репортаже. У метро ВДНХ можно купить календарь со Сталиным с 12 разными изображениями советского тирана – как альтернатива предлагаются альбомы про русских царей, свидетельствует журналистка.
На вечерней церковной службе в честь Крещения Господня в церкви Сретенского монастыря, что неподалеку от штаб-квартиры госбезопасности на Лубянке, не протолкнуться, ведь сегодня там святили воду, говорится далее. “Там же полным ходом идет строительство нового храма в честь новомучеников – убитых советской властью христиан. Строительство завершится к столетней годовщине Октябрьской революции”, – замечает автор.
Писатель и врач Максим Осипов, которого журналистка встретила в Пушкинском музее, безумно рад тому факту, что “российское общество живет в выдуманном прошлом”. По его мнению, главное, чтобы “не было никаких видений будущего, иначе на уме будет одна украинская авантюра”. “Но вот издательница Ирина Прохорова считает, что культ приукрашенного прошлого отчасти может спровоцировать возвращение самых плохих страниц российской истории, вроде сталинского террора, и ссылается при этом на вербальные атаки главы Чеченской республики Рамзана Кадырова. Кадыров назвал российских оппозиционеров врагами народа и предателями, которых нужно судить”, – рассказывает читателям Хольм.
Член совета по правам человека при президенте Путине Николай Сванидзе считает, что Кадыров хочет превратить свою гвардию в опричников Путина по примеру “террористических орд” Ивана Грозного.
Омбудсмен Путина по вопросам защиты прав человека Элла Памфилова и красноярский депутат Константин Сенченко раскритиковали высказывание Кадырова, последний даже назвал его “позором России”. Но в то же время режиссер Федор Бондарчук, эстрадный певец Николай Басков, а также писатели Александр Проханов и Егор Холмогоров заявили о поддержке Кадырова. “И молчание президента в этом вопросе говорит о многом”, – указывает журналистка.
Экономические невзгоды России подпитывают радикальный ислам в Центральной Азии, пишет в блоге The Financial Times журналист Тони Барбер, ссылаясь на мнение американского эксперта Пола Гобла.
В 2015 году объем российской экономики сократился на 3,7%, и спрос на услуги многих рабочих-мигрантов из Центральной Азии упал. Десятки тысяч человек вернулись в родные страны, но там для них тоже нет работы.
“Как минимум, некоторые из возвращающихся и обнищавших гастарбайтеров, вероятно, польстятся на обещания высокой зарплаты, которые раздают вербовщики боевиков для военизированных экстремистских формирований на Ближнем Востоке, в Южной Азии и других местах”, – пишет Гобл.
Со своей стороны, таджикский историк Рахимбек Бобохонов говорит, что многие гастарбайтеры из азиатских республик, живя в России, увлекаются радикальным исламом.
Российский эксперт Андрей Казанцев сообщил: “Представители туркменских племен, живущих на афгано-туркменской границе, подняли черные флаги “Исламского государства” (запрещено в РФ. – Прим. ред.).
В Сирии Россия и ИГИЛ фактически воюют между собой, и теперь есть опасность, что эта конфронтация перекинется на Центральную Азию, пишет автор.