Возможно, президент РФ играет в шахматы, пока мы играем в шашки. Но только до тех пор, пока мы снабжаем его деньгами на эту игру, - пишет экономический обозреватель Мэтт О'Брайен в своей колонке для Washington Post
Забавная вещь произошла, пока Владимир Путин занимался стратегическими играми с Западом: российская экономика рухнула.
Новость дня – Центробанк РФ экстренно посреди ночи повысил учетную ставку с 10,5 до 17% , пытаясь остановить падение рубля, который за последний год подешевел на 50% по отношению к доллару. Этот отчаянный шаг – попытка спасти российскую валюту за счет российской экономики, поэтому даже если он сработает, дальше будет только хуже.
Это классический кризис развивающегося рынка. По сути, российской экономики как таковой не существует – есть огромный бизнес по экспорту нефти, который субсидирует все остальное. Именно поэтому увеличение поставок из США и сокращение спроса в Европе, Китае и Японии ударило по РФ так сильно. За последний год рубль перегнал по темпам падения и украинскую гривну, и нефть марки Brent.
Улучшения не предвидится. Россия попала в экономическую ловушку для дураков: ее экономика нуждается в низких процентных ставках, чтобы расти, но российским компаниям нужны высокие ставки, чтобы удержать курс рубля и не разориться на долларовых кредитах. Иными словами, российская экономика окажется в заднице, что бы власть ни делала.
Сила путинской России, как и СССР до нее, исключительно в нефти. В 70-х мы думали, что советское вторжение в Афганистан означало наш проигрыш в Холодной войне. А на деле Советский Союз нарвался на собственный аналог Вьетнама и был в состоянии продолжать существовать только за счет космических цен на нефть. Экономический мираж, созданный СССР, стал очевиден всем, в том числе и его гражданам, после снижения цен в 80-х.
Сейчас история повторяется – разве что без доктрины марксизма-ленинизма. Путин мог себе позволить вторжения в Грузию и Украину, пока цены на нефть оставались трехзначными. Теперь, когда они упали наполовину, у России просто не хватит денег на новые завоевания.
Возможно, Путин действительно играет в шахматы, пока мы играем в шашки. Но только до тех пор, пока мы снабжаем его деньгами на игру.