Структурные реформы еще не завершены, говорит глава Минфина.
Для того чтобы удержать стабильность, необходимо сделать “еще как минимум три шага”, среди которых, по мнению министра финансов Наталии Яресько, приватизация и поддержка международного кредитования для реального сектора экономики.
“Первый — приватизация. У нас есть программа приватизации государственных предприятий. Понятно, что в этом году успеют приватизировать всего 3–4 предприятия, но это надо делать совсем по-новому, абсолютно прозрачно и понятно, так, чтобы бизнес поверил, что в Украине действительно все изменилось, что у нас — новые условия игры, что мы строим новую Украину. И тогда это поможет нам найти реальных инвесторов, привлечь средства в частный сектор, увеличить количество рабочих мест и улучшить экономику. Это прежде всего” – рассказала Яресько в интервью ZN.UA. “Второй шаг, что мы можем сделать, — это поддержать международное кредитование в Украине” — отмечает далее Яресько.
По ее словам, Минфин хочет ускорить все идущие сейчас в государство инвестиционные кредиты, а также намерен контролировать поступление всех этих средств и их освоение в реальной экономике. “У нас очень часто подписывают кредиты с международными партнерами, но не выполняют условия, которые необходимы для получения этих займов. Это огромная проблема. Сейчас мы в Минфине создаем группу, которая будет работать с ЕБРР, Европейским инвестиционным банком, немецким госбанком KfW и другими партнерами. Мы хотим ускорить все идущие сейчас в государство инвестиционные кредиты. Ведь сам факт подписания кредитного соглашения нам ничего не дает — мы должны выполнять условия и получать эти средства. Нам нужно, чтобы, например, те же средства Всемирного банка, которые идут на дороги, были освоены уже в этом году.
Когда я только пришла на эту должность, то подписывала кредитный договор по водоканалу в Черновцах, если не ошибаюсь, на 17 млн евро. Я спросила, как долго шли переговоры о получении этих средств. Оказалось, что пять лет. 17 млн евро под 2% годовых на 30 лет. Это почти бесплатные средства на водоканал, который очень нужен городу, потому что качество воды — это качество питания, уровень здоровья, экология. А переговоры шли пять лет, — рассказывает министр. — Поэтому сейчас мы будем контролировать поступление всех этих инвестиционных кредитов и их освоение в реальной экономике”. “Вместе с приватизацией эти два компонента смогут обеспечить рост экономики. Я не говорю о бюджете, о платежном балансе, о резервах. Я говорю о конкретных вещах, которые помогут реальной экономике.
В нынешних сложных условиях мы должны привлечь реальных инвесторов” – резюмировала министр. “Я говорю о стабильности, потому что есть положительные сигналы. Волатильности курса, которую мы пережили в феврале, уже нет — это уже стабильность. Бизнес может не смотреть десять раз в день, какой там курс. Люди не бегут забирать свои депозиты, а с апреля физические лица, наоборот, начали нести депозиты в банки. Кроме того, очистка банковской системы практически завершена. С рынка выведены 49 очень рискованных банков, которые влияли на всю систему, потому что предлагали самые высокие депозитные ставки, люди несли им свои деньги, а они этим пользовались. Теперь банковская система более сильная, устойчивая. К третьему кварталу, когда завершится очередное стресс-тестирование банков, очищение банковского сектора закончится. Но может ли эта стабильность быть разрушена завтра? Очевидно, что да. Я не могу прогнозировать, как население отреагирует, если, например, война обострится. Но у нас также есть программа действий правительства, коалиционное соглашение и программа МВФ, которые мы выполняем и которые помогут нам предотвратить дальнейшее разрушение. Структурные реформы еще не завершены” – пояснила глава Минфина.