Новости экономики

План стран “G7” по ограничению цен на российскую нефть очень нервирует Кремль

"Россия купается в деньгах", — заявил недавно в интервью газете Wall Street Journal экономист Института международных финансов.

Это не те финансовые новости, которые Соединенные Штаты и их союзники надеялись прочитать спустя более семи месяцев после того, как президент Владимир Путин напал на Украину, а Запад ответил экономическими санкциями, информируют Экономические новости со ссылкой на The Washington Post.

Эти санкции – включая беспрецедентное замораживание активов – действительно были масштабными и, в сочетании с добровольным уходом корпораций с российского рынка, помогли ввергнуть царство г-на Путина в рецессию. Однако есть и серьезная слабость: Экспорт нефти из России продолжается, и Москва заработала на нем 74 миллиарда долларов по данным издания за июль.

Это одна из причин, по которой рубль фактически укрепился с момента начала вторжения 24 февраля. Россия экспортирует немного меньше нефти, чем в 2021 году, отчасти из-за запретов со стороны США, Канады и Великобритании, но Китай и Индия, а также европейские страны, не имеющие альтернативных источников, продолжают покупать российскую нефть по ценам в целом выше, чем в прошлом году.

Короче говоря, нефтяные доходы России являются основной причиной того, что санкции не смогли нанести никакого ущерба экономике, от которой зависит ее военная машина. Ситуация требует инновационного плана, и страны Большой семерки согласовали его: предложение, за которое давно выступает министр финансов США Джанет Л. Йеллен, в соответствии с которым Соединенные Штаты и другие партнеры Украины будут навязывать максимальную цену на российскую нефть через своего рода картель покупателей. Ключевым моментом является использование доминирования британских и европейских компаний в сфере страхования, от которого зависят мировые поставки нефти, путем отказа в предоставлении этих услуг любым российским танкерам, перевозящим нефть по цене выше установленной.

Хотя в заявлении “Большой семерки” в пятницу не упоминалась конкретная цифра, идея состоит в том, чтобы установить ее ниже мировой цены, но выше себестоимости производства в России. Таким образом, у других стран, не входящих в “Большую семерку”, будет стимул согласиться, потому что это означает для них более дешевую нефть. В то же время сама Москва, скорее всего, согласится, потому что получение небольшой прибыли на нефти лучше, чем полное эмбарго, которое Запад может ввести в противном случае.

Механизм хитроумный, а принцип, лежащий в его основе, проницательный. Целью является поступление твердой валюты в российскую казну, а не поток сырой нефти из российских скважин и морских портов. Очевидный вопрос заключается в том, смогут ли Соединенные Штаты и их союзники реализовать его на практике. Россия уже выступила с угрозами прекратить поставки нефти в любые страны, которые участвуют в ограничении цен. Администрация Байдена утверждает, что Москва блефует – и есть большая вероятность, что это правда, учитывая потребность России в денежных средствах и отсутствие альтернативных источников.

Несомненно, г-н Путин предвидел ограничение цены и пытался придумать, как обойти его с помощью побочных сделок и других ухищрений. Правительствам стран Большой семерки предстоит согласовать множество деталей в период до декабря, когда план, вероятно, вступит в силу. Перспектива нарушить денежные потоки России, не нарушая при этом глобальных энергетических рынков, стоит затраченных усилий.

Елена Каденко