Если инвесторы и купят их за условную одну гривну, придется подумать, где взять десятки миллиардов долларов на погашение проблемных убытков
На прошлой неделе министр финансов Наталья Яресько сообщила о намерении правительства к середине 2018 года продать не менее 20% акций государственных банков. В первую очередь это коснется Ощадбанка и Укрэксимбанка. Все госбанки, по ее словам, поделят на две группы — системообразующие и несистемообразующие.
Системообразующим Укрэксимбанку и Ощадбанку найдут международного инвестора. Несистемообразующие — Укргазбанк, “Родовід”, УБРР, Госзембанк, приватизируют или ликвидируют в индивидуально определенные сроки. О том, что государственные банки нужно продавать уже два года говорят украинскому правительству и в МВФ.
Группа риска
Один из первых претендентов на продажу — Укргазбанк. По словам замминистра финансов Артема Шевалева, покупателя, который захочет приобрести 50%-70% акций этого финучреждения, уже ищут. Но самые интересные — Ощадбанк и Украэксим — это крупнейшие банки страны. Так, активы Ощадбанка к началу года составили 166 млрд гривен, активы Укрэксима — 148,3 млрд.
Министерство финансов оценивает долю активов всех госбанков в банковской системе в 26%, или 339 млрд гривен. На конец III квартала 2015 года кредитный портфель госбанков составлял 231 млрд (с учетом резервов).
“На рост доли активов госбанков повлияли кризисные процессы 2008-2009 годов (ограниченное кредитование украинского бизнеса дочерними банками иностранных банковских групп) и экономическая и политическая ситуация 2014-2015 годов (фактическая приостановка кредитования со стороны частных банков)”, — объясняют в Минфине.
Однако, несмотря на серьезную долю рынка, у государственных банков высокий уровень задолженности — к концу III квартала прошлого года на 89 млрд гривен были сформированы резервы под некачественные кредиты.
И эти финучреждения требуют государственной поддержки. В этом году правительство намерено докапитализировать госбанки на общую сумму 15 млрд гривен за счет долгосрочных государственных ценных бумаг. В капитал Ощадбанка пойдет 4,96 млрд (до 34,8 млрд), Укрэксиму выделят 9,32 млрд (до 31 млрд).
“Госбанки можно только отдать. У них огромное количество кредитов, которые им никогда не вернут — в свое время они кредитовали НАК “Нафтогаз Украины”, “Укрзалізницю” и пр. государственные предприятия. Даже если их купят инвесторы за условную одну гривну, им придется подумать, где взять десятки миллиардов долларов на погашение проблемных убытков этих банков”, — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Найти покупателя
Эксперты считают продажу госбанков идеей хорошей, правда, не совсем своевременной. “Государство — плохой собственник и госбанки не эффективны. Но в условиях экономики Украины и военных действий в стране некоторые функции могут выполнять только госбанки, поэтому торопиться с их продажей не стоит”, — полагает главный финансовый аналитик РА “Эксперт рейтинг” Виталий Шапран.
“Продавать госбанки, конечно, надо было раньше, ведь сейчас в Украине минимальные цены на все, в том числе и на финансовые активы. Но с другой стороны, ситуация в экономике страны говорит о том, что надо избавляться от убыточных предприятий, которые тянут экономику страны вниз — ведь правительство постоянно дотирует эти организации из госбюджета”, — говорит председатель комитета экономистов Украины Андрей Новак.
У Минфина тоже экономические аргументы. “Это одна из тех ключевых реформ, которая действительно будет иметь существенное позитивное влияние на Украину, банковский сектор и всю экономику государства”, — отметила Яресько. По ее подсчетам, такие меры также помогут сэкономить государству миллиарды гривен.
Кто может стать покупателем долей в государственных банках? Среди потенциальных инвесторов на 20% акций Ощадбанка и Укрэксима называют международные финансовые организации вроде IFC и ЕБРР или стратегических партнеров — крупные частные банки. “Хорошо, если госбанки купить какая-то известная иностранная инвестиционная группа. Это станет хорошим сигналом для всей банковской системы Украины и привлечет сюда других инвесторов и положительно скажется на процентных ставках кредитования — они будут снижаться”, — считает Новак.
Ни в Ощадбанке, ни в Укрэксиме перспективу продажи пока не прокомментировали. Тем не менее, продажа госбанков в период кризиса в экономике — действительно, нормальная практика — через это прошли все развитые страны. Впрочем, нормальной практикой там считается и прозрачная и открытая продажа активов, в Украине же, судя по опыту продаж другой государственной собственности, понятию “нормальная практика” придают совсем иное значение.