Новости экономики

Игры с МВФ: Кто проиграет с повышением пенсионного возраста

Для пожилых пенсионеров (старше 70 лет) последствия будут совершенно катастрофическими.

Переговоры о получении очередного транша МВФ для Украины традиционно превращаются в забалтывание темы повышения пенсионного возраста как пути спасения страны вообще и пенсионной системы в частности. МВФ хоть тушкой, хоть чучелом продвигает идею повышения возраста выхода на пенсию, украинские власти категорически от нее отбрыкиваются и предлагают самые разнообразные манипуляции, чтобы только не потревожить украинцев, уже собравшихся на заслуженный отдых.

При этом пенсионная система Украины в нынешнем виде уже банкрот. Хорошая, в общем-то, задумка, финансировать выплаты нынешним пенсионерам за счет взносов работников себя не оправдывает, платить взносы работники не имеют желания, зато используют любую законодательную возможность, чтобы получить пенсионные выплаты.

В результате бюджет ПФ составляет около 280 млрд грн, но взносами трудящихся покрывается только наполовину. Еще 140 млрд грн поступают напрямую из бюджета.

Как правило, для пенсионеров моложе 65 лет пенсия – это просто дополнительный доход, так сказать, рента, небольшая прибавка к зарплате. Исключительно на пенсию живут только пенсионеры старших возрастов (65+), которые уже работать не могут. Еще более сложная ситуация с пенсионерами в возрасте 70+, они уже не просто не могут работать, более того, нуждаются в помощи и опеке. Но отнюдь не они являются предметом опеки украинского государства.

В центре внимания оказываются сравнительно молодые граждане, немногим старше 40 лет, которые имеют формальные основания оформить пенсию и получить рентные выплаты. Именно из-за этой категории граждан идет перманентный спор украинского правительства и МВФ о том, повышать пенсионный возраст или нет. К тем, кто уже на пенсии, а также пенсионерам старше 70 лет (изображения которых, как правило, иллюстрируют любую публикацию, посвященную повышению пенсионного возраста), она не имеет вообще никакого отношения.

По данным Минсоцполитики из 12 млн пенсионеров около 8,5 млн получают пенсию на уровне прожиточного минимума — в размере 1247 грн. Несколько сотен тысяч получают пенсию в 949 грн. Максимальный размер пенсии установлен законом 10 740 грн, но есть исключения. Около 19 тыс. пенсионеров получают от 10 до 20 тыс. грн.

И есть 2200 пенсионеров, у которых пенсия имеет размер более 20 000 грн. В частности, речь идет о судьях, для которых Конституционный суд отменил это ограничение.

В стране нет единого пенсионного закона, и, как отмечает министр социальной политики Андрей Рева, порядок начисления пенсии определяется 18 различными нормативными документами. При этом рядовой трудящийся при выходе на пенсию будет получать максимум 40% от заработка, а если трудиться доводилось на государственной службе, в прокуратуре, суде или довелось стать народным депутатом, то можно рассчитывать получать 90% оклада.

В отличие от стран Запада учителя госслужащими в Украине не считаются, хотя также имеют определенные привилегии при начислении пенсий и возможности для досрочного выхода на заслуженный отдых.

Решить проблему дефицита бюджета ПФ можно лишь двумя способами:

– увеличить количество тех, кто платит

– сократить количество тех, кто получает

После непопулярной пенсионной реформы, проведенной в 2011 г., количество пенсионеров в Украине стабилизировалось, а аннексия Крыма и АТО в Донецкой и Луганской областях вообще привели к сокращению количества пенсионеров на 1,5 млн человек (по сравнению с дореволюционным периодом). Впрочем, Пенсионному фонду это не сильно помогло.

Однако, как бы цинично это ни звучало, но значительно вырасти количеству пенсионеров не дает очень высокий уровень смертности украинцев. Еще 10 лет назад директор Института демографии НАН Украины Элла Либанова отмечала, что Пенсионному фонду выгодно, чтобы, в частности, мужчины умирали в 60 лет и 1 день. То есть уплатили все взносы и не получали пенсию. Проблема в том, что мужчины умирают раньше. Колоссальная проблема – это мужская смертность в трудоспособном возрасте.

Господин Рева реализует в правительстве Владимира Гройсмана курс, определенный президентом Украины Петром Порошенко, который уверен, что в ближайшее время повышать пенсионный возраст не надо.

Проблема в том, что чем дольше украинские власти будут откладывать это решение, тем хуже будет и для “молодых” кандидатов в пенсионеры, уже изготовившихся выйти на пенсию. А для пожилых украинцев (старше 70 лет) последствия будут совершенно катастрофическими.

Однако без нормальной коммуникации с людьми, которым нужно объяснить, что, зачем и почему делается, механические попытки заставить украинцев платить больше, чтобы закрыть дыру в бюджете Пенсионного фонда, ни к чему хорошему не приведут. Само по себе повышение пенсионного возраста не решит всех проблем пенсионного обеспечения и безбедной старости не обеспечит. Но отказ рассматривать саму возможность и убаюкивание украинцев разговорами о том, что в ближайшее время ничего повышать не будут, это заявка на катастрофу в недалеком будущем.

Готовность политического класса говорить о пенсионной реформе, в том числе и о повышении пенсионного возраста, это тест на зрелость, на понимание масштабов проблемы и готовность говорить с людьми о неприятных, но важных для выживания страны и нации вещах. МВФ не должен быть главным двигателем реформ. В том числе и пенсионной. Фонду по большому счету все равно, будет ли существовать такая страна, как Украина, главное, чтобы его деньги не пропали. Поэтому нам не стоит ждать, пока международные чиновники разработают очередной меморандум с добрыми советами.

Расходы Пенсионного фонда и его колоссальный дефицит, крупнейшая, но не единственная финансовая проблема Украины. Есть еще такая малоприятная вещь как внешние долги, а их, в отличие от пенсий, надо выплачивать не в гривнах, а в валюте. Гривны у правительства не кончатся никогда – их всегда можно извлечь легким движением руки, практически из воздуха, а вот с валютой, так уже не получится. В 2014 году, в первый постреволюционный год правительство Арсения Яценюка выплатило иностранным кредиторам 14 млрд долларов. Это в ситуации, когда Владимир Путин оттяпал Крым и почти половину Донбасса. Затем, правительство Яценюка договорилось о рестуктуризации долгов, иными словами,чтобы заплатить попозже, потом. Официально считалось, что сделка очень удачная, правда, экс-министр финансов Виктор Пинзеник был крайне недоволен, впрочем, кто помнит, когда в последний раз видел довольного Пинзеника? Наверняка это воспоминания 10-ти летней давности.

Так вот, считается, что нынешний год для Украины льготный, поскольку платить вроде как немного. Тем не менее, это “немного” 220 млрд гривен. Это без четверти еще один бюджет Пенсионного фонда. То что в этом годы Украина заплатит, сомнений нет. Но все дело в том, что на протяжении следующих трех лет по долгам надо выплатить 14 млрд долларов. Пик выплат 2019 году – 7,5 млрд. долларов. И именно в этом году ожидаются и президентские, и парламентские выборы. По большому счету, Украина сидит на растяжке – с одной стороны расходы на пенсионную систему, а с другой – колоссальные выплаты по внешнему долгу. Поэтому, возможно стоит не столько отбрыкиваться от предложений повысить пенсионный возраст, сколько подумать насколько высоко его стоило бы поднять? Если это поможет сохранить пенсионную систему для всех украинцев и хоть помочь тем, кто старше 70-ти лет, то может такая жертва со стороны тех кто моложе, оправдана? Надо только понимать, что в случае развала пенсионной системы пострадают все.

Петр Билян

regional