Новости экономики

Затянувшийся “банкопад”: что ждет украинские банки?

Эксперты прочат нашей банковской системе затяжной кризис

В апреле киевский банк “Хрещатик” объявили неплатежеспособным — тысячи людей не смогли забрать свои сбережения и социальные начисления. До этого в аналогичной ситуации оказались клиенты Дельта-банка, Ви-Эй-Би и Надра-банка. Всего за последние два года в Украине обанкротилось более 60 финансовых учреждений. Однако эксперты считают, что трудные времена для этого сектора экономики не закончились.

Трудный период

В конце мая Национальный банк Украины опубликовал данные о финансовых результатах банковской системы за первые четыре месяца 2016 года, где говорилось, что убытки банков за январь-апрель достигли 11,5 млрд гривен. А доходы банков за указанный период, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уменьшились почти на 20%, до 56,8 млрд.

Всего по итогам 2015 года 42 украинских банка из 109 платежеспособных по классификации Нацбанка показали убыток. Общий убыток системы составил 71,89 млрд грн, а за период 2014-2015 год — около 120 млрд. И это — без учета показателей уже выведенных с рынка банков.

“Банковский кризис в разгаре — у банков продолжается отток клиентов”, — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

“Ситуация в банковской сфере остаётся довольно тяжёлой. Несмотря на то, что банки смогли улучшить свою ситуацию с ликвидностью в целом, она распределена неравномерно по рынку”, — отмечает управляющий партнер ЮФ “Правовест” Глеб Сегида.

Сейчас для поддержания ликвидности банки уже давно вынуждены привлекать депозиты под высокие проценты — в среднем 18-20% в гривне. В то же время возможности для кредитования очень ограничены. “Большое количество крупных предприятий сами испытывают проблемы и не могут рассчитаться даже со старыми долгами, а в кредитовании малого и среднего бизнеса и населения, банки видят очень высокие риски”, — говорит Сегида.

Все это приводит к так называемому эффекту “процентных ножниц” — банки должны платить высокие проценты по депозитам, но не могут достаточно зарабатывать на кредитовании с такими ставками.

Груз обязательств

Эксперты пессимистично оценивают текущую ситуацию и прочат банковской системе затяжной кризис. Ведь помимо вышеперечисленных проблем, за банками дополнительно продолжает тянуться шлейф старых долгов — даже официально, по методологии НБУ, около четверти кредитов не обслуживаются.

По оценкам экспертов, доля “плохих” кредитов сегодня достигает около 40-50%. “Кроме сложной экономической ситуации, из-за которой многие заёмщики объективно не могут обслуживать долги, положение усугубляется корпоративными заёмщиками, имеющими возможность платить по кредитам, но не делающими этого. Более того, на рынке распространена практика, когда заёмщики противозаконно выводят залоговую собственность из-под обеспечения по кредиту. В судах уже находятся такие дела на десятки миллиардов гривен, когда банк лишился и кредита, и залога”, — говорит Сегида.

“Будут ли банкротиться банки — зависит от политики НБУ, пока регулятор ничего не сделал, чтобы приостановить кризис”, — говорит Александр Охрименко,

Такие проблемы приведут к дальнейшему сокращению количества платежеспособных банков. “К концу 2016 года, с высокой долей вероятности, на рынке останется менее 100 банков, и при отсутствии резкого экономического подъема, их количество продолжит снижаться и в 2017 году”, — считает Сегида.

Все это ляжет тяжелым грузом на государственный бюджет. Только за 2015 года Фонд гарантирования вкладов возместил вкладчикам банков-банкротов более 43 млрд грн, то есть почти десятую часть доходов госбюджета.

kuznecov