Машина – это дорогая покупка. Кому же приятно осознавать, что деньги потрачены зря?
Такое случается: автомобиль может быть изначально сконструирован неудачно в угоду экономии или сомнительным экспериментам. А еще бывает, что машина была хорошей, но прежние владельцы ее испортили. Главное, случайно купив такой вариант, вовремя признать эту ошибку.
Как работает самообман
Парадокс: если потребитель совершил ошибку, приобрел что-то неудачное, то он скорее займется самообманом и будет доказывать окружающим свою правоту, а не признает очевидное. Почему так происходит? Объяснение довольно простое. Машина – это дорогая покупка, которую большинство из нас может позволить себе не так уж часто. Кому же приятно осознавать, что деньги потрачены зря?
В случае с сильным полом добавляется и вопрос соответствия стереотипу “мужик”, который вроде бы обязан разбираться в технике. Даже если глава семьи с трудом отличает гидротрансформатор от гидроблока, а сальник коленвала – от сальника клапана, он в глазах своих родных – главный эксперт в автомобилестроении. Признавать, что экспертиза дала сбой, неприятно. Но – необходимо.
Зачем же признавать ошибки?
Простая и очевидная практическая выгода заключается в том, что признание ошибки – это уже половина ее исправления. Иными словами, вы сможете сэкономить свои нервы и деньги на следующих покупках и просто стать чуточку лучше. Есть еще и неочевидная выгода, но о ней – в конце статьи. А пока – те самые признаки, что ошибка все же была допущена.
1. Она ест моторное масло
Мотор не должен потреблять масло. 200-300 грамм на 1 000 километров пробега – это еще можно назвать “допустимым угаром”, но если счет идет на литры, то это очень плохо. Очевидно, масло попадает в камеры сгорания через “залипшие” поршневые кольца, через направляющие клапанов, через турбину… И пусть на форумах вам говорят “это же N, она должна есть масло!”, а производитель пишет в регламенте о том, что угар масла до литра на 1 000 км – это норма.
Писать можно что угодно, а угар смазки был и остается неисправностью, которая не просто добавляет статью расхода под названием “масло на долив”, но еще и ускоряет износ двигателя за счет образования нагара и ухудшения смазочных свойств.
К производителю вообще прислушиваться надо очень ограниченно: он все-таки торгует автомобилями и заинтересован в финансовом благополучии себя и своих дилеров, а не вас. Многие из них рекомендуют еще не менять масло в АКПП, так как оно “залито на весь срок службы”, что, естественно, неправда.
2. Она вообще постоянно ломается
Обычный массовый автомобиль, не принадлежащий к премиальному классу, не должен докучать серьезными поломками как минимум первые 100 000 километров пробега и примерно пять лет жизни. У премиальных тяжелых автомобилей с высокофорсированными моторами, кучей дорогой (часто – экспериментальной) электроники может чуть раньше потребовать внимания подвеска (сайлент-блоки, амортизаторы, подшипники ступиц), но никаких проблем с основными агрегатами быть не должно. Конечно же, при условии, что автомобиль добросовестно обслуживается.
Если же машина, несмотря на своевременную замену масел, фильтров и прочих расходников, все время “развешивает гирлянду” контрольных ламп на приборной доске, не хочет заводиться, пинается, скрипит, хрустит, стучит и истекает жидкостями из неположенных мест – увы, вам попалась плохая машина.
Либо она просто дефектная (такое случается даже у уважаемых производителей), либо сама модель получилась неудачной. Такое случается, увы, все чаще и чаще. То, что многое (или даже все) устраняется по гарантии – слабое утешение. Машина должна ездить, а не стоять на гарантийном ремонте.
А если у вас сильно подержанная машина, которая постоянно ломается, то здесь дело может быть в другом. Увы, но на вторичном рынке очень мало встречается машин, которые стоят тех денег, за которые их продают. Если автомобиль по всем отзывам должен быть качественный, но почему-то именно у вас разваливается на ходу, то, по всей видимости, вы приобрели авто с сильно скрученным пробегом и кучей замаскированных поломок.
3. Она ржавеет
Ржавчина на автомобиле, если только это не безумный тюнинг-проект в стиле rat look, оправдана только в одном случае: если вы приобрели машину за бесценок в полуобморочном состоянии, а в восстановлении ее нет ни финансового, ни историко-культурного смысла. Тогда кузов с “цветущими” низами дверей, крыльями, арками и порогами, а также с зияющими дырами в полу – это просто неизбежная реальность, которую надо принять.
Можно, конечно, посоветовать в таком случае сдать несчастную повозку в металлолом и пересесть на трамвай. Я бы так и сделал, но слишком хорошо понимаю, что собственные четыре колеса не заменит даже самый комфортный общественный транспорт. Поэтому признаю: есть случаи, когда машина до такой степени изношена прежними хозяевами, что ее остается лишь “укатать” до последнего издыхания, а затем разобрать на запчасти или отвезти на свалку.
Во всех остальных случаях ржавчина – это зло, с которым нужно бороться. Причем немедленно! Закрашивание “рыжиков” из баллончика не поможет. Ищите хорошего кузовного мастера, зачищайте ржавое место до металла, грунтуйте и красьте как следует. При необходимости – варите или меняйте элемент целиком. Ржавчина – не простуда, сама не рассосется, и дальше будет только хуже.
При большом желании можно поддерживать в приличном состоянии даже машины из отчаянно плохого металла, с очень плохой окраской – народный опыт доказывает, что это возможно.
Но в любом случае стоит признать: ржавеющая машина – это ненормально. Если она просто старая, то в этом виноваты вы как ее владелец и покупатель, не обративший внимания на ржавчину. А если машине меньше шести-семи лет, она не бывала в сильных ДТП, но при этом активно гниет – это просто плохо сделанная машина.
4. У нее дешевая отделка салона
По части отделки салонов почти все современные машины – в среднем хуже тех, что были 20-25 лет назад. Нужно честно признать, что автопром в этой сфере пошел по пути деградации. Но если дешевый жесткий пластик вместо старого мягкого – это еще простить можно, то вот повальное увлечение кожзамом – никак нельзя. Особенно когда дело касается дорогих машин.
Послушайте только, какое политкорректное название – “эко-кожа”! Все ради того, чтобы покупатель не чувствовал себя простаком, которому продали подделку по цене натурального материала. Ну и что, что через 70-80 тысяч километров пробега “эко-кожа” потрескается и протрется, а обрабатывать ее какими-либо средствами попросту бесполезно. Зато вы вроде как внесли вклад в сохранение окружающей среды…
На самом же деле заменитель кожи просто дешевле в производстве, а вместо фермерских хозяйств ваши деньги теперь идут на химическое производство, и только. Но мы рассуждаем здесь не об экономике и экологии, а о качествах автомобилей.
Так вот, “эко-кожа” – это плохой материал, недолговечный и неприятный на ощупь по сравнению не только с хорошей натуральной кожей, но также велюром и просто качественной тканью.
5. Она не дружит с высокими технологиями
Это, безусловно, касается только новых машин. Бессмысленно требовать соответствия современным трендам от Mercedes-Benz W124, не так ли? Но новые машины если чем-то и хороши, то хотя бы своей актуальностью. Жаль, что не все покупатели это осознают.
Пора признать, что есть iOS, Android и Windows – три платформы, который поделили рынок программного обеспечения. Если ваш автомобиль – новый, дорогой, но не “дружит” при этом хотя бы с первыми двумя, а предлагает какую-то свою никому не нужную систему, то это – плохой автомобиль.
Современная машина должна полностью интегрироваться со смартфонами, позволять проигрывать музыку с них, смотреть видео, выходить в Интернет и давать возможность пользоваться привычными приложениями.
Все остальное – объективно неудобно. И существует только для того, чтобы производители устаревших программных продуктов и “железа” могли заработать немного денег. За ваш счет, конечно же.
Что делать с плохой машиной?
В общем-то выходов только два. Первый – если вам дорога ваша плохая машина, помогите ей стать хорошей. Это, как правило, возможно, но далеко не всегда целесообразно. Заново нанести антикор и покрасить весь кузов, заменить мотор, перешить салон, поменять плохое оборудование на хорошее…
Второй – избавиться от плохой машины и больше никогда не покупать такие. Конечно, неудачный автомобиль – это не голод и не война, с этим можно жить и даже, в какой-то мере получать удовольствие. Но потребитель, как бы это ни звучало пафосно, может и даже должен формировать предложение на рынке – как первичном, так и вторичном. Да, отказ одного человека не сможет изменить политику производителей. Но отказ десятка тысяч – уже вполне. А начать можно, как всегда, с себя.