Новости экономики

Мировая экономика без допинга – прогноз

Управляющий директор Всемирного банка Шри Мульяни Индравати рассуждает о том, что ждет мировую экономику после сворачивания количественного смягчения.

Экономический рост возобновился. Не только Соединенные Штаты, Европа и Япония, наконец, испытывают рост экономики, но и развивающиеся страны набирают силу. В результате мировой ВВП вырастет на 3,2% в этом году, по сравнению с 2,4% в 2013-ом. А это означает, что 2014 вполне может стать годом, когда мировая экономика пойдет на полное восстановление, приводит слова эксперта ЛІГАБізнесІнформ.

То, что страны с развитой экономикой приходят в норму, является хорошей новостью для всех. Однако, для формирующихся и развивающихся экономик, которые доминировали в мировой экономике последние пять лет, это актуализирует важный вопрос: теперь, когда к ним присоединяются страны с высоким уровнем дохода, является ли их бизнес достаточно конкурентоспособным?

Ответ прост: нет. Подобно тому, как спортсмены могут использовать стероиды для получения быстрых результатов без жестких тренировок, необходимых для выработки выносливости и обеспечения лучшего здоровья в долгосрочной перспективе, многие страны с развивающимися экономиками полагались на приток краткосрочного капитала (так называемые “горячие деньги”) для поддержки роста. Правительства этих стран не осуществляли или даже отвергали сложные экономические и финансовые реформы. Так как Федеральная резервная система США будет решительно ужесточать свои щедрые денежные условия, приведшие к такому “легкому росту”, то странам с развивающимися экономиками придется изменить свой подход, хотя ужесточение будет тяжким. В противном случае они рискуют потерять тот экономический рост, который недавно наверстали.

С ужесточением кредитно-денежной политики ФРС Всемирный Банк прогнозирует, что поток капитала в развивающиеся страны упадет с 4,6% от их ВВП в 2013 году до около 4% в 2016 году. Но, если долгосрочные процентные ставки в США вырастут слишком быстро или сдвиги в политике не реализуются достаточно быстро, или рынки станут неустойчивыми, то потоки капитала могут быстро упасть – возможно, более чем на 50% в течение нескольких месяцев.

Этот сценарий имеет огромный потенциал для нарушения роста в некоторых странах с развивающейся экономикой, а именно тех, которые не были в состоянии провести реформы при последнем притоке капитала. Процентные ставки, скорее всего, возрастут, обусловив значительное давление на страны с большими дефицитами текущего счета и высоким уровнем внешнего долга – результат пяти лет кредитной экспансии.

Действительно, прошлым летом, когда слухи о намерении ФРС сокращать программу количественного смягчения только начали появляться, финансово-рыночное давление оказалось сильнее в странах, подозреваемых в слабых фундаментальных показателях. По Турции, Бразилии, Индонезии, Индии и Южной Африке – так называемой “Хрупкой Пятерке” – эта ситуация ударила особенно сильно.

Аналогичным образом валюты некоторых развивающихся стран испытывают сейчас давление, частично вызванное девальвацией аргентинского песо и признаками замедления роста китайской экономики, а также сомнениями по поводу реальных сил в этих экономиках и пугливым настроением рыночных актеров. Как и турбулентность прошлого лета, нынешний приступ давления влияет, в основном, на экономики, характеризующиеся либо внутриполитическими противоречиями, либо экономическими дисбалансами.

Но для большинства стран перспективы не совсем мрачны. Финансовые рынки во многих развивающихся странах не подверглись значительному давлению: ни летом, ни сейчас. Кроме того, возвращаясь к спортивной метафоре, некоторые страны продолжают тренировать свои мышцы и улучшать свою выносливость – даже под давлением. В Мексике, например, в прошлом году энергетический сектор открыл двери иностранным партнерам – довольно сложная политическая реформа, которая может принести значительные долгосрочные выгоды. На самом деле, эта реформа, возможно, и помогла Мексике избежать вступления в “Хрупкую Пятерку”.

Сильный рост экономик с высоким уровнем доходов также создаст огромные возможности для развивающихся стран – например, за счет увеличения спроса на импорт и новых источников инвестиций. В то время как эти возможности будет сложнее охватить, чем притоки капитала в эпоху количественно смягчения, польза будет гораздо более долгосрочной. Но чтобы воспользоваться ею, страны, как и спортсмены, должны приложить труд для необходимой успешной конкуренции – через продуманную внутреннюю политику, поощряющую благоприятную среду для конкурентоспособного бизнеса, привлекательный внешнеторговой режим и здоровый финансовый сектор.

Часть проблемы для многих стран будет состоять в том, чтобы восстановить макроэкономический буфер, истощенный в годы финансового и монетарного стимулирования. Сокращение бюджетного дефицита и нейтральную кредитно-денежную политику будет особенно трудно осуществить в рамках “Хрупкой Пятерки” и в других странах, где рост отстает.

Как и в случае уставших спортсменов, которые должны восстановить силы, для политического лидера принимать жесткие меры по реформированию под давлением никогда не бывает легким. Но для стран с развивающейся экономикой это необходимо делать для восстановления роста и повышения благосостояния граждан. Выжить в кризис – это одно, а стать победителем – это нечто совсем другое.

regional