Текущая неделя надолго запомнится спекулянтам: как тем, кто обанкротился на падении фондовых рынков, так и тем, кто потом задумался над самоубийством во время их бешеного отскока.
Конечно же, начнем с “кровавого” “черного” понедельника, который разукрасил все терминалы по миру в красный цвет. Как всегда в последнее время, все началось в Китае, а продолжилось на сырьевых рынках и фондовых биржах Европы и США. Казалось, миру пришел конец. Как всегда в последние годы, если мировые рынки и решили корректироваться, то делают это резко, не растягивая резину на несколько недель или месяцев. И когда Китай падал на 8%, что в общем-то привычно уже, то падающие биржи США на 5% вызывают у трейдеров по всему миру суеверный ужас, приводя к резким движениям даже флегматичную пару евро/доллар. Правда, как быстро они падают, так же быстро и отрастают.
Это не касается Китая, который, кажется, устал быть локомотивом мировой экономики и, задыхаясь в смоге, уже не может найти в себе силы бежать так же, как и раньше. Эффект догоняющего роста исчерпан.
Да и в мире, незаметно для украинцев и китайцев, произошел технологический прорыв, в очередной раз переведя систему на ступеньку выше. И как раньше Лондон так и не задохнулся под метровым слоем конского навоза, так и сейчас, похоже, мир уже не доживет до того момента, когда закончится нефть. Или в тот момент, когда произойдет сие событие, никого это интересовать уже не будет. А, значит, теперь мяч снова переходит на поле “золотого миллиарда” и той экономики, когда стоимость сырья не ключевая, ведь есть условная тесла, да и дешевая рабочая сила не решает, ведь на заводах трудятся роботы, предвосхищая судный день.
Вот поэтому Штаты и отыгрывают потери так же быстро, демонстрируя крупнейший однодневный рост за последние четыре года на фоне “покращення” данных по росту ВВП. Тем более, что проблемы Китая не дают повышать ставки уже в сентябре. А, значит, еще немного деньги будут очень дешевыми, что не может не радовать. В результате утро пятницы Штаты открыли на отметке в 1987 пунктов.
Если в мире был “черный” понедельник, то в Украине мы увидели рыбный четверг. Помогло и то, что в Украине уже пару лет один сплошной черный понедельник, причем пять раз в неделю. Если на острове невезения дикари рождались по понедельникам, то в украинской экономике в нем живут. Это как цунами над водой – совершенно не волнует галеру, мирно почивающую на дне. Так и взрывы на фондовых рынках мира отдаются лишь легкой рябью на Днепре, тем более в тот день, когда все празднуют День Независимости.
Зато в четверг мы стали свидетелями крупнейшего ралли в истории украинских суверенных еврооблигаций. Предчувствие не обмануло, и правительство таки достигло договоренности с комитетом кредиторов. Условия были объявлены в четверг. И если про списание в 20% рынок уже знал (благо, нашлись добрые люди, рассказавшие западным журналистам такие интимные подробности), то купонная ставка, новая структура облигаций и дополнительные варранты стали открытием, даже очень приятным открытием, позволившим суверенным бумагам прибавить 15 пунктов за один день. В прошлый раз сопоставимый, но все-таки меньший рост, был зафиксирован в холодный декабрьский день, когда Янукович продал Украину Путину за 15 млрд долларов.
Franklin Templeton, а в основном с ним шли переговоры, согласился на списание части долга. Конечно, у них есть бонус в виде GDA Warrants, которые могут компенсировать большую часть потерь, особенно если Украина будет в ближайшие 25 лет расти китайскими темпами. Впрочем, если это произойдет, то нам уже не будет жалко. Сделка – это компромисс, а значит нельзя говорить о полной победе или поражении. Впрочем, это поможет Украине вернуться на рынок, где ее будут ждать более благожелательно, чем в случае тотального дефолта.
И теперь нас ждет веселье с российскими бондами. Они, формально, включены в пакет договоренностей. Хотя понятно, что трудно представить себе министра, который придет к Путину и скажет, что только что списал Украине 20% долга, но зато теперь у них в фонде национального благосостояния есть целая сумка варрантов, которые будут стоить очень дорого, если Украина проведет реформы и станет успешной. Вот это хедж так хедж. Тем не менее, сделку благословил МВФ, а в самих условиях нового бонда будет четко прописано, что лучше условий дать нельзя. А значит и нельзя погасить россиянам долг.
Таким образом, МВФ, фактически, молчаливо дал понять, что не будет признавать данный долг “официальным”. Конечно, россияне не будут счастливы списать 20% долга, но зато украинская сторона с удовольствием спишет все 100%, если не получит добро от Москвы на реструктуризацию.
На радостях от заключения сделки Национальный банк даже снизил учетную ставку с 30% до 27%. Мелочь, а приятно. А больше всего радует тренд и тот факт, что снижение ставки стартовало. До этого, в начале недели, регулятор успешно удержал гривню в пределах коридора, не позволив ей пойти в разнос на фоне “черных” понедельников на мировых торговых площадок.
Теперь, после завершения переговорной части реструктуризации, наконец-то угомонятся глашатаи дефолта и вестники Апокалипсиса, ведь раскачивать валютный рынок и сеять панику будет тяжелее. Да и в среднесрочной перспективе сделка существенно ослабит давление на платежный баланс.
Рынок украинских акций очень вяло прореагировал на мировые фондовые обвалы. И если в Польше ряд украинских бумаг еще падал з задором и песнями (благо, там есть еще кому бежать с развивающихся рынков и уменьшать долю в риске), то внутри страны все давно убежали.
Конечно, придя на работу во вторник, украинские спекулянты не нашли других идей и решили немного распродаться, на фоне все еще красных терминалов в мире. Но масштабы падения были уже не те. На украинском рынке акций больше других знают, что такое жить в вечном “черном” понедельнике. Так что пятницу индекс УБ открыл на отметке 972 пункта, что очень низко, но не сильно глубже, чем неделей ранее. До ралли на рынке акций еще далеко.
После еврооблигаций очередь обычно наступает для рынка ОВГЗ. Так что будем смотреть, что там придумают Минфин и НБУ. И будем ждать гостей, решивших, что пришла пора покупать что-то и в Украине.