Эксперты не верят, что Яценюк мог быть причастен к подписанию документа.
В Украине разразился очередной энергетический скандал после того, как в СМИ появилась копия поручения премьер-министра Арсения Яценюка министру энергетики Владимиру Демчишину с требованием объяснить подписанный с Россией контракт на поставки электроэнергии в Крым, который вступил в силу еще 30 декабря.
Отметим, что в целом сразу было подписано два документа: на поставку российской электроэнергии на нужды Украине и на поставку электроэнергии в Крым. Тему подхватили российские средства массовой информации, тиражируя новости с заголовками типа “Яценюк обвинил “Укринтерэнерго” в признании Крыма частью России”. В сети от политиков и экспертов даже начали звучать обвинения премьера в том, что он не мог не знать о контракте, а теперь просто делает вид, будто он здесь ни при чем.
Появились и отсканированные копии документов, в которых есть формулировка “Крымский федеральный округ”. Однако во вторник, 20 января, Демчишин во время брифинга отметил, что было несколько вариантов контракта, а конечный документ, подписанный между крымской компанией и “Укринтерэнерго”, не содержал подобной формулировки относительно Крыма.
Кроме “крымского вопроса” документ был примечателен и невыгодными для Украины условиями, среди которых, в частности, условие “бери или плати”, а также право российской стороны увеличивать стоимость поставок в одностороннем порядке.
Эксперты в комментарии ТСН.ua отметили, что такой контракт мог стать результатом деятельности в Украине “пятой колонны”. Некоторые также предполагает, что премьер действительно мог об этом не знать, однако другие считают, что ситуация с неосведомленностью главы правительства в таком важном вопросе выглядит довольно странно.
Эксперт по энергетическим вопросам Центра им. Разумкова Владимир Омельченко:
Есть какие-то структуры в Украине, какие-то лоббисты, способные продвигать такие контракты, которые входят в противоречие с национальными интересами Украины. Я не знаю, в Минэнерго или на низшем уровне, но думаю, что без мощного лоббизма российских интересов, которые соединены с определенными коммерческими интересами украинских чиновников и бизнесменов, такое бы решение не состоялось. Я думаю, что вряд ли премьер Арсений Яценюк причастен к подписанию этого контракта. Я не вижу, каким образом здесь мог бы присутствовать интерес премьер-министра.
Я думаю, что это делалось на гораздо более низком уровне. Он подписан на уровне предприятий, но безусловно, что об этом знали работники Министерства энергетики и, безусловно, глава Минэнерго.
Экс-уполномоченный президента по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский:
То, что премьер-министр не знал – это нормально. И в любой цивилизованной стране даже министр мог бы не знать, что такое происходит. А то, что у нас очень много “пятой колонны” – это совершенно очевидно.
Я хотел бы обратить внимание еще на одно обстоятельство – как про контракт говорил в средствах массовой информации министр энергетики России Александр Новак. Он говорил о 1,5 тыс. мегаватт. А мегаватты – это мощность и ни в коем случае не количество. А он назвал это объемом. Я не верю, что министр не знает, в каких единицах измеряется мощность, а в каких единицах измеряется объемы электроэнергии, то есть он явно наврал журналистам, чтобы обмануть Украину в первую очередь. По контракту у нас равномерно на все месяцы импортируется из России электроэнергия, но в Украине неравномерно потребляется электроэнергия, то есть летом меньше, зимой больше, ночью меньше, днем больше. То есть мы опять получили кота в мешке. Имеем свои обязательства и никаких обязательств перед нами.
Независимый эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин:
Во-первых, как случилось так, что профильный министр фактически курировал это подписание, а премьер-министр не знал об этом? То есть профильный министр делает то, о чем не знает премьер-министр. Это потому, что кандидатура профильного энергетического министра была назначена по квоте президента, это креатура президента. Следовательно, он не считает необходимым даже своевременно информировать премьер-министра. Такая ситуация является ненормальной.
Во-вторых, действительно некоторые моменты в контракте вызывают недоумение, и это явно невыгодно, несмотря на то, что в прошлом году энергетическая система была фактически на грани коллапса. То есть, мне кажется, вряд ли министр сможет объяснить, почему такие невыгодные условия. Или, как обычно, российские специалисты переиграли неспециалистов, которые сейчас работают на высших позициях в энергетике в Украине, людей, которые не имеют ни образования, ни опыта работы в этой сфере.
А Яценюку, может, какую-то справку и давали. Но мы понимаем, что Яценюк не может читать все документы, бумаги, контракты. Он, видимо, поручил своей службе, а она или не справилась, или предоставила неадекватную информацию. Итак, кроме невыгодных условий, еще возник такой скандал внутренний.
В условиях фактически войны вызывают удивление почти ежемесячные скандалы связанные с энергетикой. Хотя мы видим, что здесь есть вроде бы единство и президента, и премьера, и политическая коалиция…
__________
Как бы ни критиковали контракт, Демчишин полагает, что он выгодный. Об этом министр, по его собственным словам, написал в ответе на поручение премьера.
В частности, глава Минэнерго заявил, что цена закупки электроэнергии в России является выгодной, поскольку она существенно ниже, чем цена продажи электроэнергии в Крым. Кроме того, Демчишин подчеркнул, что контракт на импорт российской электроэнергии был единственным способом решения проблемы “веерных” отключений.
Тем не менее, эксперты говорят о том, что у Украины есть возможности освободиться от российской зависимости. Особенно такие шансы возросли после визита в Киев премьер-министра Польши Евы Копач, отметил экономист и политолог Олег Соскин. Напомним, что во время встречи Копач с Яценюком обсудили возможность покупать польский уголь для украинских ТЭС.
Эксперты говорят, что Украина может разорвать подписанный контракт на импорт российской электроэнергии.
“Я думаю, что его можно не выполнять. А разорвать нет проблем. Потому что вышестоящая организация, а это министерство, может спокойно разорвать. А если министерство не разрывает, то, соответственно, есть Кабинет министров. Наше законодательство, в принципе, это позволяет, потому что та компания, которая подписала с россиянами договор, полностью принадлежит государству”, – пояснил Богдан Соколовский.
Демчишин также допускает расторжение контракта, однако уверяет, что “у нас есть возможность влиять на ситуацию”, поскольку поставки согласовываются “каждый месяц, каждый день, на два дня вперед”.
Чей же Крым по контракту
По мнению экспертов, неуместно говорить о признании Крыма российским из-за подписанного контракта на поставку электроэнергии, однако это может таить неприятные сюрпризы в будущем.
“На мой взгляд, предварительный, нет там ничего такого, что Украина якобы признает Крым. Потому что хозяйственный субъект – это не Украина. И какие-то подобные вещи могут утверждаться, если международный закон утвержден и ратифицирован Верховной Радой. Тогда бы это было серьезно. Сейчас тоже неприятная ситуация, но она не является критической. Хотя, безусловно, такие контракты должны рассматриваться не только в министерстве, но и правительством и выноситься на Совет национальной безопасности и обороны Украины”, – отметил эксперт по энергетическим вопросам Центра им. Разумкова Владимир Омельченко.
В свою очередь независимый эксперт Владимир Сапрыкин отметил, что “государственная структура де-факто подписала такой документ, который свидетельствует, что Крым действительно является какой-то частью России”. “Это является значительным негативом, поскольку в дальнейшем при каких-либо судебных разбирательств по вопросам компенсаций и в целом передачи Крыма обратно Украине это может отрицательно повлиять на решение судьи”, – считает эксперт.
Экс-уполномоченный президента по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский также согласился, что контракт прописан так, будто мы признаем, якобы Крым не наша территория, а территория России.
В то же время Соколовский предлагает действовать другим путем, решая проблему снабжения аннексированного Крыма электроэнергией:
“В Крым стоит поставлять электроэнергию. Но, поскольку мы не признаем, что Крым является чужой территорией, то, собственно, цена должна быть такой, как была раньше. Это конечно накладно и больно, но иного варианта у нас просто нет. Конечно, мы не должны там доплачивать. Более того: если у нас не хватает электроэнергии, если у нас веерные отключения, то и в Крыму они должны быть. Они должны быть равноправны, как и все другие области”.