Новости экономики

Бедность становится пороком: Обнищавшие украинцы тянут экономику на дно

За последние несколько лет материальное положение украинцев существенно изменилось. Курс доллара, рост коммунальных платежей, падение многих отраслей не могли не отразиться на уровне жизни

А соответственно — на потреблении товаров и услуг. В свою очередь, чем меньше украинцы покупают, тем хуже положение малого и среднего бизнеса, ориентированного прежде всего на работу с населением.

Если мы нарисуем портрет среднего украинца, согласно статистике, о которой речь пойдет ниже, то получим бедного человека. Он тратит половину зарплаты на еду, много платит за коммуналку и проезд. Ест с каждым годом все меньше. Экономит на мясе — не ради вегетарианства. Покупает меньше водки — не из-за любви к трезвости. Одевается в интернете и секонд-хендах. Ходит в дешевые парикмахерские, не имеет возможности заплатить за курсы иностранного языка и спортзал. Он долго копит на холодильник и вряд ли относится к той группе населения, которая выехала из салона на своей машине. Этот украинец не может себе позволить сходить в хороший ресторан или купить путевку в солнечную страну. И такой человек категорически не может быть драйвером украинской экономики, которая напоминает порочный круг — бедный потребитель — бедный производитель и продавец. Попытки меньше тратить делают экономику еще слабее. Однако обо всем по порядку.

На что живем

Государственная служба статистики периодически проводит опросы, которые позволяют домохозяйствам самостоятельно охарактеризовать свой достаток. Согласно последнему исследованию, результаты которого опубликованы в июле 2016 г., 72% населения считают себя бедными. Примерно две трети (65,7%) утверждают, что их финансовое положение в сравнении с прошлым годом стало хуже.

Несложно заметить, что в нашей стране выросло число тех, кто тратит деньги исключительно на необходимые нужды.
Это не первый кризис в истории независимой Украины, однако оптимизма в сравнении с 2008 г. у населения поубавилось.

Количество тех, кто считает себя бедным, выросло в 1,3 раза — с 56,9% до уже указанных 72%. Еще печальнее обстоят дела с так называемой прослойкой среднего класса. Если в 2008 г. так себя называли 1,9%, то сейчас — только 0,7%. При этом в промежуточную группу между бедными и средними себя включают около четверти населения. Во время прошлого кризиса их было чуть больше — 41%.

Конечно, нужно учитывать и скромность, и нежелание делиться информацией о семейном бюджете, и то, что более состоятельные люди вряд ли хотят участвовать в опросах. Однако тенденция очевидна — в этот раз украинцы считают, что стали беднее. Тем более что, по данным Госслужбы статистики, наши сбережения в апреле–августе сократились на 5,2 млрд грн. Иными словами, люди вынуждены покупать самое необходимое за счет давних заначек.

Кроме того, сложно не заметить падение реальных зарплат. Несмотря на огромное количество статистики и результатов опросов, оценить, как на самом деле изменились зарплаты, очень сложно. Во-первых, многие получают деньги в конверте. По данным Государственной фискальной службы, уровень неофициального трудоустройства и серых зарплат достигает 70%. Иными словами, по документам люди получают только минималку или вообще не трудоустроены, однако на практике — работают. Во-вторых, зарплаты до сих пор не были индексированы. Поэтому всякий раз, когда в новостях пишут «Доходы населения растут», забывают указать, что в долларовом эквиваленте они так и не выправились. Однако небольшой повод для оптимизма есть: номинально во втором квартале зарплаты выросли на 14,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Этот рост не покрывает всех потерь, но дает надежду, что мы оттолкнулись от дна.

Тем не менее, некоторые группы населения — бюджетники и пенсионеры — находятся в особенно тяжелом положении. Министр соцполитики Андрей Рева заявил, что из 12,5 млн украинских пенсионеров примерно 7,5 млн получают суммы ниже прожиточного минимума. Премьер-министр Владимир Гройсман обещает повысить соцстандарты на 10% в течение следующего года, а также поднять пенсии на 284 грн.

Пища недуховная

Глядя на эти данные, понимаешь — все, что ожидает многих украинцев — отказаться от покупок и начать питаться воздухом. Тем не менее потребность в еде, одежде и отдыхе никуда не делась. По итогам первого квартала 2016 г. траты на еду и коммуналку доросли до 57,9% месячного бюджета — на 5,5% за год. И это без учета кафе, ресторанов и прочего общепита вне дома. Но сказать, что при этом мы балуем себя деликатесами, сложно. Хуже того — средний украинец съел на 5,6% меньше, чем в прошлом году.

Директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко сравнивает продажи продуктов питания в первом полугодии 2015 и 2016 гг. «Украинцы стали меньше есть», — пишет он и добавляет, что потребление продуктов упало до уровня 1996 г. По его словам, товарооборот торговых сетей за последние два с половиной года сократился на 33%.
Наибольшая экономия коснулась соков и растительного масла (см. таблицу 1). Меньше покупают мясо, рыбу, сахар, кофе и чай. Почти не изменились продажи круп, макарон, картофеля и хлеба — основы украинского стола. Количество купленных яиц и вовсе выросло. Однако яйца покупают очевидно не потому, что они вдруг стали пользоваться особой популярностью. Скорее это более дешевый способ приобрести белковую пищу. В некоторых торговых сетях можно купить десяток яиц по цене 1,5 грн за штуку. Завтрак из яичницы обойдется намного дешевле хорошей отбивной.

Оценил Александр Дорошенко и продажи алкоголя. По его словам, водки в первой половине этого года граждане купили на 16% меньше, а вот продажи пива немного выросли. Но здесь неясно: украинцы стали меньше пить или граждане перешли с легального алкоголя на самогон и разнообразные суррогатные заменители.

В таких условиях население, конечно, задается вопросом: что будет с ценами? Это беспокойство — одна из причин того, что люди отказывают себе в более крупных покупках.

Серьезное опасение внушает временная отмена госрегулирования цен. С 1 октября по предположительно 1 января 2017 г. цены отпустили в свободное плавание. Это касается таких социально значимых продуктов, как хлеб, крупы, мука, яйца, подсолнечное масло, мясомолочная продукция и детское питание.

Разговоры о том, что госрегулирование, действующее с 1996 г., на самом деле неэффективно, ведутся давно. Дело в том, что производители ловко обходят ценовые ограничения. Например, меняют на долю процента жирность молочной продукции и не попадают под госрегулирование.

Однако некоторые специалисты считают, что такие меры действительно приведут к скачку цен. В то же время председатель комитета экономистов Украины Андрей Новак говорит, что изменения коснутся скорее структуры рынка, чем конечных потребителей. К примеру, такой конкурентный рынок, как выпечка хлебобулочных изделий, поднять цены на хлеб не даст. «Кроме старых хлебокомбинатов, в Украине появились многочисленные частные мини-пекарни. К тому же почти в каждом супермаркете занимаются выпечкой», — отмечает он.

Впрочем, многие производители в ходе конкуренции и так хитрят. Например, найти растительное масло объемом литр или шоколадку 100 г не так-то просто. Внешне многие товары даже подешевели, а на практике магазины завалены продукцией по 900 и 90 г.
Не животом единым

Когда половина зарплаты уходит на еду и оплату коммунальных услуг, остальные траты требуют жесткой экономии (см. таблицу 2). Что касается одежды, то из бутиков западных ритейлеров украинцы ушли в интернет-магазины и секонд-хенды. Руководитель онлайн-маркета проверенных продавцов Bigl.ua говорит, что за первое полугодие было продано столько же, сколько за весь предыдущий год. Причина: стало больше тех, кто предпочитает недорогие украинские товары. В среднем отечественные товары обходятся дешевле на 35%, а средний чек составляет около 350 грн.

Помимо этого, активно развиваются секонд-хенды, которые позволяют покупать качественные вещи по очень маленьким ценам. Раньше их основными клиентами были молодые люди, ищущие стильную одежду, и те, кто считали себя совсем бедными. Сейчас же становится все больше людей, выбирающих не модное платье, а костюм для работы. Просто потому что в секонд-хенде он дешевле, чем в любом другом магазине.

Экономят украинцы и на услугах. Именно это позволяет развиваться экспресс-салонам, предлагающим стрижку за 30–40 грн, многочисленным сетевым спортзалам и курсам с относительно невысокими ценами. Люди ищут дешевые или совсем бесплатные варианты: самоорганизованные клубы иностранных языков, парикмахеров, которые только учатся, репетиторов, только начавших преподавать.

С крупными покупками дела обстоят не лучше: большинство просто не может себе их позволить. Тем более что рост курса доллара серьезно повлиял на цены, например, бытовой техники. По данным Госстата, в прошлом году на покупку подобных товаров средний украинец тратил 3,9% месячного дохода. Иными словами, целый год копил на микроволновку или стиральную машину.

Что же касается отдыха, то четверть населения были вынуждены отказаться от летних поездок и отпусков как таковых. Согласно результатам социологического исследования, проведенного Киевским международным институтом социологии, граждане проводят отпуск более чем скромно. В данных на начало июля говорилось, что только 25% украинцев намерены провести отпуск вне дома. При этом за границу собирались ехать около 2,1% чел. На дачу планировали выбраться 9%, в Карпаты и украинские города — 8%. Еще 5% надеялись посетить родственников.

Однако бедность не так беспросветна, как кажется. По крайней мере, для части населения. Например, продажи легковых автомобилей с января по август выросли почти в два раза (48%) в сравнении с теми же месяцами прошлого года. По информации «Укравтопрома», жители Украины приобрели 38,389 тыс. новых автомобилей. Больше всего покупали машины марки Toyota — 4,3 тыс., Renault — 3,5 тыс. и Volkswagen — 3,3 тыс.

Интересно, что на фоне непростой экономической ситуации люди стремятся вкладывать деньги в недвижимость. Неуверенность в завтрашнем дне заставляет торопиться: они больше не стремятся подождать и накопить на трехкомнатную квартиру. Например, в Киевской области, по данным первого полугодия, 44% введенных в эксплуатацию квартир — однушки. Средняя площадь нового жилья в этом году — 40,9 кв. м. Среди рекламных предложений все больше появляется квартир до 35 кв. м. Покупатели ищут жилье за накопленные деньги, обращая все меньше внимания на метраж и расположение. В этом причина популярности квартир в Киевской области: она втрое превосходит столицу по метражу введенной в эксплуатации жилой недвижимости (362 против 129 тыс. кв. м).

Но для трат нужны не только деньги, но и вера в светлое будущее. Пока одно из основных чувств украинцев — надежда. И это хорошо.

Татьяна Павленко

regional