Эксперты рассказали, насколько негативные экономические тенденции сдерживают сегодня российскую агрессию
Санкции против России в сочетании с падением цен на нефть и последующим обесцениванием рубля существенно бьют по экономике России. Однако опрошенные “Главредом” эксперты сомневаются, что эти факторы заставят Кремль существенно пересмотреть свою агрессивную политику в отношении Украины.
Тем не менее, мировое сообщество продолжает предпринимать попытки усмирить Россию. Так, к примеру, на этой неделе вступили в силу расширенные санкции США против Российской Федерации. Как сообщил посол Украины в США Валерий Чалый, в расширенный санкционный список вошли: компании, которые уклонялись от введенных санкций, компании, вовлеченные в военно-промышленный комплекс России, украинские чиновники, причастные к хищению госактивов, операторы крымских портов и т.д.
При этом мировые цены на нефть продолжают падение: Brent упала до самой низкой отметки с января, до 49 долларов за баррель, а нефть WTI обновила минимум за шесть лет. В свою очередь падение мировых цен на нефть негативно отражается и на российской денежной единице: так, 11 августа на Московской бирже евро установил новый рекорд, поднявшись выше 71 рубля.
Эксперты рассказали “Главреду”, насколько хватит запаса мощности российской экономики, что наибольшее больно бьет по ней, а также насколько санкции и прочие фактор сегодня сдерживают Россию в ее агрессивном поведении.
Глава Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наук Андрей Новак:
Уже достаточно серьезно ощущается влияние санкций почти всего мира против России как агрессора по отношению к Украине. Самое большее негативное влияние на российскую экономику оказывают падение цен на нефть и санкции против финансового сектора РФ. Третьи по влиятельности — санкции против энергетических компаний России.
Российская экономика сегодня фактически пребывает в финансовой блокаде. Она, как раньше, не может кредитоваться дешевым западным ресурсом. Не может рассчитывать на западные инвестиции.
Лучше всего отражает влияние этих тенденций ситуация с российской денежной единицей, которая ежедневно девальвирует довольно высокими темпами. Рубль обесценивается в день среднем на один рубль (в какой-то день больше, в какой-то — меньше). А это — стремительная девальвация, учитывая масштабы и объемы российской экономики.
А сколько Россия сможет так продержаться? Это будет зависеть от двух факторов. Во-первых, пробудится ли от зомби-сна российский народ, а на это надежд мало. А во-вторых, и на это надежд больше, окружение Путина и бизнес-элита России несут сейчас прямые многомиллиардные потери. Российская история свидетельствует о том, что смена власти в этой стране происходит не благодаря действиям народа, а методом “дворцовых переворотов” в верхушке. И, скорее всего, такой сценарий более вероятен, поскольку, очевидно, что дальше терпеть эти потери, которые только нарастают, российские бизнесмены уже не готовы, поскольку оплачивают своими затратами политику Путина.
Санкции имеют сдерживающий военный эффект — ведь войну России тоже приходится за счет чего-то финансировать. России также необходимо иметь то, за счет чего она будет финансировать оккупированные территории — Крым и часть Донбасса (а это несколько миллионное население, плюс необходимость поддержания в надлежащем состоянии инфраструктуры и т.д.). Финансовое обескровливание России — это один из элементов, который удерживает ее от полномасштабной войны, поскольку полномасштабная война умножит военные затраты РФ в несколько раз.
Старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь:
Для России наиболее ощутимо на сегодняшний день падение цен на нефть. Поскольку доходы от продажи нефти являются критически важной частью российского бюджета: налоги, которые собираются с экспорта нефти, идут именно в бюджет и составляют значительную часть бюджетных доходов. Соответственно, когда падают доходы от нефти, это негативно отражается на курсе рубля.
Бюджет России — в рублях. И чтобы получить те же суммы в рублях при меньшей долларовой цене, доллар в РФ дорожает. Так что это влияет на валютный курс в России. А если курсового колебания недостаточно, то россияне вынуждены искать иные поступления в бюджет или сокращать бюджетные затраты, что не вызывает восторга у населения.
Сколько Россия может продержаться в таких условиях? Довольно долго. Вспомните ситуацию, причем она была намного хуже, в последние годы СССР и в середине 90-х годов: и даже тогда существующие проблемы не привели к развалу Российской Федерации. Соответственно, я бы не ожидал, что в ближайшие годы произойдет упадок России. Да, у россиян остаются проблемы, к примеру, проблема технологической отсталости по сравнению с Западом (что, кстати, есть и у нас). Но из-за санкций россиянам сейчас намного сложнее покупать оборудование для того, чтобы сокращать технологическую отсталость. Также есть вопросы относительно качества жизни в России. Качество жизни там может ухудшаться, но и примеры некоторых стран, и история Советского Союза говорят о том, что даже тогда, когда качество жизни было низким, это не приводило к массовым протестам и недовольству.
На мой взгляд, все эти факторы являются сдерживающими для России, несколько усмиряют ее агрессию, но они не критичны. То есть, когда у нее меньше денег, она не может столь активно их тратить. Однако, когда деньги идут на поддержку сепаратистов на востоке Украине, причем это не критичные затраты, Россия за это может что-то получить: или станки, которые были заводах, или металлолом, или уголь, или другое. В таком случае поддержка сепаратистов со стороны России может быть, к сожалению, достаточно продолжительной.
Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов:
Расширенные санкции против России не особо существенны сегодня, поскольку распространяются в пределах предыдущего объема, хотя и охватывают большее количество субъектов. В таких условиях Россия вынуждена сворачивать свои инвестиционные проекты. Но такие проекты в некотором смысле являются роскошью. А для России сейчас важнее не вложение средств, а удержание ситуации под контролем. Прогноз Кудрина, бывшего министра экономики и финансов РФ, говорит о том, что кризисные явления в российской экономике будут уменьшаться до Нового года. Одновременно ожидается определенный спад ВВП, который, скорее всего, будет продолжаться в этом и следующем году.
Вопрос в том, насколько российская власть и субъекты российской экономики способны переориентироваться на страны БРИКС и некоторые страны Азии и Латинской Америки. Этот процесс идет, причем есть достаточно основательные разработки в данном направлении.
Потому, думаю, нынешние негативные тенденции не уничтожат российскую экономику. Вспомните хотя бы, как в 90-е годы Россия существовала и при невысоких ценах на нефть. Безусловно, нефтяные котировки — это главный фактор, который больше всего сегодня бьет по российских позициях, и с ним вынуждены считаться. Но к экономическому краху России это не приведет. По моим прогнозам, российские финансово-валютные резервы истощатся года за три.
Я считаю, что стратегия Путина и его поведение в конфликте на Донбассе мало зависят от чисто экономических нюансов. Конечно, они будут влиять на общественные настроения, но российская власть чувствует себя уверенно и способна эти настроения недовольства подавлять или нейтрализовывать пропагандой. Потому, несмотря на все перечисленные выше факторы, общая стратегия Путина в отношении Украины остается прежней. тем более.
Планирование конфликта в Украине и игра с Западом — это разные вещи, и все это будет продолжаться и дальше в довольно интенсивном режиме. Хотя вопрос вероятного наступления на позиции украинских военных зависит от общего диалога Запада и России. Запад пытается оставлять расширение санкций в виде угрозы, а не в виде прямого рычага давления. К тому же, США не хотят ужесточать санкции сами, стремясь делать это согласовано с Евросоюзом. А ЕС дошел до определенной границы, которую он переступать не хочет.
Некоторые западные политики и эксперты считают, что непосредственным усилением санкций они могут спровоцировать Путина на большую агрессию, потому сохраняют жесткие санкции в виде нависшей угрозы. Однако некоторые другие проявления “холодной войны” могут иметь место и влияние. К примеру, в виде намека началась кампания расследования различных финансовых сделок российского капитала и ареста активов, но эта кампания не получила развития и была приторможена. Запад, таким образом, показывает, что может предпринимать дальнейшие шаги, но пока что он их не задействует.