В этом году Украине неоднократно пророчили: денег на погашение внешних долгов не будет. Страна погрузится в хаос, нечем будет платить зарплаты и пенсии.
Но год на исходе, а международные агентства повысили рейтинг нашей державы с преддефолтного до стабильного. И неуступчивая прежде Россия вдруг пошла на попятный в требовании вернуть выданные Януковичу миллиарды.
Россия – 1998 год. Дефолт. Рубль рухнул в одночасье. Население в панике пытается спасти остатки накоплений. Инвесторы спешно сворачивают проекты и уходят, унося деньги. Банки, которым удалось выжить, еще около года приходят в себя. Даже заработанные на экспорте нефти и газа доллары не в состоянии компенсировать падение экономики. Уровень жизни даже в благополучной Москве называют словом “бедность”.
Греция – 2015 год. Дефолт. Отказ платить по долгам Международному валютному фонду более полутора миллиардов евро вызывает цепную реакцию. За один день иностранные инвесторы теряют 70 миллиардов долларов. Столько же теряют европейские банки. Правительству приходится урезать социалку. Греки бунтуют. Стремительно растет безработица. Греция просит списать треть долгов и отсрочить погашение на 20 лет. Но МВФ и Евросоюз – против.
Украина. На грани дефолта страна была в конце декабря 2014-го, в 2015-м дефолт Украине обещали сразу же после новогодних праздников. Все рейтинговые агентства присвоили украинским долгам рейтинг “дефолт с высокой вероятностью”. Потом – угроза дефолта была в середине февраля, позже – в конце июля.
Чтобы хоть как-то защитить экономику, правительство готово было заморозить выплату долга. Но поставленные перед выбором: получить меньше и позже или не получить ничего кредиторы дрогнули. В августе Украине удалось договориться с кредиторами о списании пятой части долга, а это почти 4 миллиарда долларов.
Тогда, в августе, премьер заявлял: списание кредиторами такой значительной части долга – уникальный прецедент.
“Ожидаемый нашими врагами дефолт не произойдет. Условия, которые получила Украина, не получала ни одна страна, начиная с 2000 года, не объявляла дефолт”, – с гордостью заявил Арсений Яценюк, премьер-министр Украины.
“Это – заслуга ряда министров, прежде всего, министра финансов, то, что деньги давали международные кредиторы – государственные”, – сказал Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании.
Действительно, то, что доверие к украинскому правительству подтвердили новыми кредитами МВФ, Вашингтон и Берлин – оказалось сильным аргументом в переговорах с другими кредиторами. Команда Яценюка, по сути, получила шанс быстрее вернуть Украину к нормальной жизни.
В текущем году общий долг Украины сократился до почти 58 миллиардов долларов. Это на 11 миллиардов меньше прошлогоднего показателя.
Но цена списания долгов немаленькая. Кредиторы выдвинули ряд жестких требований: улучшить ситуацию в экономике, обеспечить рост ВВП и провести реальные реформы. К примеру – реформу МВД. Полгода понадобилось правительству для перезагрузки этой огромной структуры.
За реформой МВД эксперты отмечают реформирование Фискальной службы, упрощение ведения бизнеса и реформу энергетического сектора.
“Наши партнеры в мире говорят о том, что очень много премьеров и правительств собирались и говорили об изменение в энергетическом секторе, но никто не взял на себя ответственности, кроме правительства Арсения Яценюка, и сделать эти реформы”, – заявила Светлана Войцеховская, народный депутат Украины.
“Тот же рост тарифов, та же реформа рынка газа. Это существенно повлияло на макроэкономическую стабилизацию, это способствовало этой стабилизации. Поэтому сделана была большая работа”, – отметил Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании.
Сложность ситуации была в том, что повышение тарифов было неподъемным для большинства украинцев. Программа адресных субсидий помогла смягчить удар. И уже к осени появились первые симптомы улучшения ситуации.
Теперь же стабилизация экономики позволила аккумулировать средства в госбюджете на социальные нужды. 1 сентября правительство повысило минимальную зарплату и пенсию. В мае и декабре следующего года Кабмин собирается провести еще два этапа повышения.
Выиграв партию в переговорах с западными кредиторами, команда Яценюка в результате обыграла и гораздо более жесткую Москву. На неделе российский президент согласился рассрочить кредит в 3 миллиарда долларов, выданный в 2013 году.
“Россия сдалась. Мы знаем, что до последнего момента она заверяла, что никакой реструктуризации не будет. Те условия, которые озвучил Путин, они неприемлемы. Но тут важен сам факт, что от разговоров “мы вам ничего не сделаем” перешли к реструктуризации”, – добавил Сергей Фурса.
Сам Яценюк говорит: все, чего за год удалось достигнуть украинской экономике, сделано с огромными усилиями и в ущерб своему рейтингу.
На неделе сразу три авторитетных рейтинговых агентства – Fitch, Moody’s и Standard & poor’s – повысили кредитный рейтинг Украины с “преддефолтного” до “стабильного”.
“Украина достигла соглашения с кредиторами. В настоящее время нет невыплаченных долгов, срок которых наступил, или вот наступит чуть. Он поднимает рейтинг”, – заявил Евгений Олейников, эксперт Экономического дискуссионного клуба.
Кроме того, рейтинговые агентства прогнозируют рост украинской экономики – пока осторожно – на два процента уже в следующем году. Украинская экономика идет на поправку. А это значит, что дефолт отменяется.