Министерство экономики Турции опубликовало в пятницу, 22 января, результаты антидемпингового расследования, согласно которым российские металлурги получали демпинговую маржу до 13,66%. На основании расследования турецкими властями в феврале этого года будет принято решение о размере антидемпинговых пошлин для экспортеров, которые обычно соответствуют размеру насчитанной демпинговой маржи.
Об этом сегодня пишет российский «Коммерсантъ» и указывает со ссылкой на ряд источников, что «расследование свелось к чистой политике», так как в отчете министерства произошла замена себестоимости российских металлургов, в частности «Северстали», на данные других стран.
В опубликованных итогах расследования говорится, что некоторые «нюансы» расходов российских металлургов, в том числе затраты на сырье, стали причиной того, что эти расходы невозможно, по мнению министерства, признать «рациональными». Это привело к использованию в расчетах для России себестоимости производителей в страна-аналогах — самой Турции, Словакии и Румынии. По мнению ряда собеседников российского издания, замена методологии обусловлена напряженными политическими и экономическими отношениями между Россией и Турцией. Один из них заметил, что «самый дешевый и проблемный украинский импорт исключили из-под меры», что может свидетельствовать о политическом характере решения.
В результате применения новой методологии Министерство экономики Турции насчитало демпинговую маржу ММК на уровне 13,66%, НЛМК — 9,42%, «Северстали» — 12,43%. При этом в «Северстали» отметили, что предварительное решение Министерства торговли Турции в августе 2015 года, которое основывалось на данных компании, показывало отсутствие демпинга. Все три компании заявили, что действуют в строгом соответствии с национальным и международным законодательством и готовы оспорить решение Министерства экономики.
Как отмечает издание, турецкое расследование началось в январе 2015 года по заявлению местных металлургов, которые обвинили в демпинге металлургов из России, Китая, Украины, Японии, Франции, Румынии и Словакии. Страны, подозреваемые в демпинге, ежегодно до 2015 года поставляли в Турцию 1–1,3 млн тонн стали (35–40% импорта). В 2015 году эти страны экспортировали в Турцию уже 2,3 млн тонн (53,3%).
Однако, как видим, главными пострадавшими от этого расследования оказались российские металлурги. При этом понятно, что выиграют от введения Турцией пошлин на российскую сталь украинские производители черных металлов и изделий из них. Что радует вдвойне.
Также очевидно, что такая жесткая мера Турции против российских металлургов стала прямым следствием резкого ухудшения отношений между Анкарой и Москвой в последние месяцы, а также логичной реакцией турецкой стороны на введение Россией санкций против нее.
Напомню, отношения между двумя странами резко обострились после того как 24 ноября прошлого года Турция сбила российский бомбардировщик Су-24.
В ответ Москва ввела санкции против Анкары. Однако эксперты сразу тогда предупредили, что от санкций Путина против Турции понесет огромные потери сама же Россия.
Так, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предупредил, что из-за санкций против Турции цены на продукты питания в России взлетят на 25%.
При этом даже российские эксперты предсказали, что кризис в отношениях между Россией и Турцией очень дорого обойдется российской экономике.
Кроме того, Турция наверняка в скором времени откажется от импорта газа из РФ — Эрдоган в начале декабря четко заявил, что его страна «обойдется без вонючего российского газа». Из-за чего очень сильно пострадают российская экономика и российская казна.
А как следует из данных подсчета компании «Медиалогия», о которых перед Новым годом рассказало российское агентство «РБК», Турция потеснила Украину с «почетного» места главного врага России.