На сегодняшний день, несмотря на оптимистические заявления Кремля о выходе экономики РФ из состояния рецессии, реальная ситуация в стране абсолютно не внушает уверенности в завтрашнем дне.
Как это ни печально, но независимо от желания нынешних “лидеров современной России” государство оказалась в “новой экономической и политической реальности”. Надежды российского руководства на улучшение отношений с Западом после победы на выборах в США Дональда Трампа, ослабление экономических санкций и оживление предпринимательской активности в производственном секторе и сфере услуг не оправдались.
Из-за роста продаж со стороны иностранных фондов, опасающихся скупки валюты, которую начал продавать ЦБ в пользу Минфина, уже с 8 февраля на Московской бирже акции российских сырьевых госкорпораций начали проседать. Котировки акций только одной “Роснефти” 8 февраля на Московской бирже упали сразу на 3 %.
Кроме того, продолжающаяся геополитическая неопределенность (группа сенаторов Конгресса США подготовила законопроект, который позволит наложить вето на возможное снятие Д.Трампом санкций с России) также не способствует уверенности инвесторов на российском фондовом рынке.
Обещанное Дональдом Трампом дерегулирование т. е. отмена “Закона Додда-Франка” (запрет банкам, которые используют гарантии правительства, инвестировать средства вкладчиков в фонды прямых инвестиций и инвестиционные фонды ориентированные на максимальную доходность) позволит банкам США вернуть в страну более 100 млрд. долларов, с соответствующими негативными последствиями в т. ч. и для российского финансового рынка.
Как следствие, внутрироссийские экономические параметры и тенденции остаются без изменений и продолжают устойчиво ухудшаться. На этом фоне Минфин РФ вынужден был принять решение начать скупку валюты и добиться девальвации рубля. Осознавая все это, российский Минфин планирует на ближайшие три года выпуск евробондов РФ преимущественно в долларах, поскольку глобальный рынок долговых инструментов в этой валюте является наиболее емким и позволяет минимизировать стоимость привлекательных средств. Таким образом, ситуация с кредитованием производственного сектора в России остается и сохранится такой же жёсткой, как и во все последние месяцы.
Все хозяйствующие субъекты в РФ, начиная от госкорпораций и заканчивая физическими лицами, живут в режиме экономии, нуждаются в кредитах и экономят средства. Так, согласно Росстату, у 29,4 % россиян доходы ниже 15 тыс. рублей, у 55 % ниже 25 тыс. рублей, у 71,4 % ниже 35 тыс. рублей. Лишь только 10 % россиян имеют доходы более 60 тыс. рублей, т.е. более 1000 долларов.
В “Основных направлениях государственной долговой политики России на 2017-2019 годы”, опубликованных Минфином РФ 6 февраля с.г., говориться о том, что как минимум до 2019 года правительство намерено занимать на внутреннем рынке по 1,05 трлн. рублей ежегодно, что втрое больше, чем в предыдущий трехлетний период.
Таким образом, по мере обнуления Резервного фонда (запланированного на 2017 год) и исчерпания ресурсов Фонда национального благосостояния долг станет основным источником закрытия дыры в федеральном бюджете РФ, которому грозит “существенный дефицит доходов” из-за “неблагоприятных внешних условий” и стагнации российской экономики.
Кроме того, оказались весьма сомнительными надежды российского руководства наполнить бюджет страны за счет возможного увеличения роста спроса на российские энергоресурсы на мировом рынке. По прогнозам специалистов, в ближайшее время на рынке энергоресурсов Россию ожидает высокая амплитуда колебания цен. С одной стороны, по прогнозам Американского института нефти (АРI), в этом году поставки нефти из США составят порядка 800 тыс. баррелей в день, что однозначно приведет к падению цен на этом рынке. Об этом также говориться в докладе Минэнерго США, что в ближайшее время на рынке энергоносителей спрос на нефть будет падать. Все это обусловлено тем, что уже к началу 2017 года потребление нефти американскими НПЗ достигло своего пика, соответственно в 2018 года оно будет снижаться.
Как прогнозирует Минфин РФ, динамика цен на нефть, и сохранение геополитической напряженности останутся ключевыми рисками для российской экономики на ближайшие три года. Государственный долг России за последующие три года увеличиться, и в 2018 году достигнет предельного уровня определенного госпрограммой управления бюджетом, а в 2019 году – превысит и этот порог.
В этих условиях финансирование регионов РФ из центра будет кардинально сокращаться, а Минфин будет вынужден всем регионам России сокращать возможность использования банковскими кредитами и как следствие будет вынужден наращивать рыночные заимствования с помощью размещения облигаций для покрытия дефицитов региональных и местных бюджетов. В связи с этим, В. Путин сделал заявление, о том что субъектам РФ необходимо рассматривать использование облигаций как источник долгосрочного финансирования дефицитов региональных и местных бюджетов, и по возможности минимизировать привлечение банковских кредитов.
Иными словами, российские регионы постепенно будут превращаться в суверенных заемщиков, а также финансировать свой бюджетный дефицит за счет заемных источников, а не накопленных резервов, так как падение доходов из-за общего ухудшения экономической ситуации в стране не предполагает формирование таких резервов.
С другой стороны, нынешняя политика США по отношению к Ирану, угрожает возвращением к политике нефтяного эмбарго и соответственно создаёт условия для роста цен. При этом, если эти опасения оправдаются, то долю Ирана с легкостью покроют другие участники рынка энергоносителей. Поэтому серьезных оснований надеяться на устойчивую конъюнктуру и высокие цены просто нет.
Необходимо отметить, что так сильно ожидаемый российским руководством “фактор Трампа”, привнес оживление во всю мировую экономику, но абсолютно не пошел на пользу России. Показательным стало то, что Конгресс Соединенных Штатов в законопроекте о вето на снятие санкций с России указал, что ограничения против Кремля могут быть ослаблены лишь в случае выполнения двух условий. Москва должна прекратить осуществлять дестабилизацию ситуации в Украине и вернуть ей Крым, а также проводить кибератаки против американского правительства.
Анализируя все перечисленное выше, любой здравомыслящий человек задастся вопросом, для чего нынешнее российское руководство своими собственными руками убивает всю российскую экономику и соответственно ведет к обнищанию всех слоев населения России?
Неужели для удовлетворения своих собственных амбиций “собирателю земель русских” В.Путину необходимо превратить в руины не только все вокруг России, но и уничтожить ради этой мнимой идеи свой народ и свое государство в целом?