Новости экономики

Что скрывается за сверхдоходами госбюджета

Государственная фискальная служба (ГФС) сообщила о рекордном сборе налогов в марте — свыше 60 млрд грн.

По итогам первого квартала в целом поступления выросли на 25% по сравнению с таким же периодом прошлого года, превысив план почти на 14%. Подобный рост, учитывая уровень падения промышленного производства и низкое внутреннее потребление, явно выбивается из общей экономической картины. Как удалось выяснить “Апостроф. Экономика”, достичь сверхуспешных показателей фискалам помогли авансовые платежи по рентной плате и низкая сравнительная база прошлого года. Это дает основания полагать, что в дальнейшем следует ожидать спада темпов перевыполнения налоговых сборов.

В первом квартале в Украине собрано 140,7 млрд грн налогов, что на 35,3 млрд грн, или на 25%, большем, чем в январе-марте 2015 года. Об этом на днях сообщил председатель ГФС Роман Насиров. Таким образом, по итогам квартала ведомству удалось опередить плановые показатели, которые устанавливает Минфин, почти на 14%. “В январе мы перевыполнили план на 4 млрд грн, в феврале — еще на 4 млрд грн, а в марте — уже на 6 млрд грн”, – отметил Насиров, сделав акцент на том, что в марте ГФС собрала рекордную для себя сумму в 60,3 млрд грн.

Повод для гордости

Достичь перевыполнения налоговых сборов фискалам позволили поступления от НДС. По словам Насирова, в марте собрали почти 29 млрд грн этого налога, тогда как средний месячный показатель в первом полугодии 2015 года был на уровне 8,9 млрд грн.

В ГФС такой успех связывают с активной работой по борьбе с конвертационными центрами. С начала текущего года было закрыто 27 “отмывочных” центров, уточнили в ведомстве. “В основном конвертационные центры занимаются оптимизацией НДС. Вполне возможно, что в результате борьбы с такими структурами удалось собрать больше налога на добавленную стоимость”, – говорит экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ангела Бочи.

В прошлом году рост поступлений от НДС и акцизов обеспечила инфляция. В результате девальвации многие товары, в том числе импортные, подорожали, что и обеспечило увеличение доходов в госбюджет. Но в 2015 году пик роста цен пришелся на второй и третий кварталы, поэтому из-за низкой сравнительной базы показатели по НДС в первом квартале текущего года относительно высокие.

Повод для оптимизма у ГФС также возник в связи с отчислениями Единого социального взноса (ЕСВ). По итогам первого квартала собрали около 30 млрд грн. Несмотря на то, что средняя ставка была снижена почти наполовину – с 41% до 22%, поступления “просели” только на 25%, что, по мнению Романа Насирова, свидетельствует об увеличении бизнесом зарплат и выведении их из “тени”. Хотя, как ранее писал “Апостроф”, далеко немногие компании отреагировали на снижение ставки повышением зарплат.

Интересно, что, несмотря на отмену дополнительного импортного сбора, также росли и таможенные платежи. “Если в марте прошлого года факт таможенных поступлений – 18 млрд грн, из которых 2,7 млрд грн составлял импортный сбор, то в марте этого года факт – 20,8 млрд грн”, – сообщили в ГФС.

Добраться до недр

Существенно больше прошлогодних в первом квартале 2016 года оказались и сборы от рентной платы за пользование недрами – 11,7 млрд грн. Это в 3,5 раза, или на 8,5 млрд грн, превышает показатель в первом квартале 2015 года. Причем увеличение ренты происходило все три месяца подряд. И это при том, что с начала года ставки ренты были снижены с 55-28% до 29-14% в зависимости от глубины добычи. Казалось бы, снижение налоговой нагрузки должно было привести к сокращению поступлений. Однако для государственной компании “Укргаздобыча”, которая добывает 70% всего газа в стране, ставка была снижена только с 1 апреля до 50% с 70%. Следовательно, в первом квартале компания платила на старых условиях. Кроме того, как сообщили “Апострофу” в пресс-службе ГФС, перевыполнение плановых показателей по рентной плате также связано с авансовыми платежами “одним из предприятий, которое осуществляет добычу природного газа для бытовых потребителей и производителей тепловой энергии”. Вероятней всего, речь идет именно об “Укргаздобыче”. И тут следует понимать, что в последующие периоды поступления от этой компании сократятся, если, конечно, фискалы снова не попросят заплатить авансом.

Что же касается “Укрнафты”, долг по ренте у которой к началу года достигал 8,4 млрд грн, в ГФС ответили уклончиво. Как объяснил “Апострофу” Роман Насиров, сейчас “Укрнафта” осуществляет все текущие платежи, а имеющийся долг погашается за счет описанного имущества и арестованных банковских счетов компании. “Они (“Укрнафта”, – ред.) с нами судились по поводу того, реальны или нереальны наши требования к ним. Высший административный суд принял решение, что реальны. Сейчас мы списываем деньги со счетов. После того как закончатся деньги на счетах, будем переходить к последующим действиям”, – сказал Насиров.

Идти по плану

В ГФС надеются сохранить высокую динамику поступлений, однако глава ГФС признает, что есть риски того, что темпы отчисления налогов все же будут идти на спад. К слову, по ренте за пользование недрами на текущий год запланировано собрать более 54,2 млрд грн. Причем сам Насиров признает, что этот показатель изначально был немного завышен. Во-первых, доходы от рентной платы при добычи нефти рассчитывали при стоимости нефти $60 за баррель, тогда как сейчас нефть марки Brent торгуется в районе $38. Что же касается газа, то, по словам Насирова, сохраняются риски снижения объема добычи.

В любом случае в ГФС настаивают, что резервы для роста поступлений есть. Другой вопрос, как правительство использует этот ресурс. “Со своей стороны, мы считаем, что сейчас самое важное — заниматься повышением минимальной зарплаты”, – заявил Насиров.

По мнению Ангелы Бочи, в случае дальнейшего перевыполнения планов по налоговым сборам часть денег можно будет направить на внедрение электронных сервисов в ГФС. “Это позволит сократить коррупционные риски”, – считает эксперт МЦПИ. Кроме того, по ее мнению, эти средства можно было бы сориентировать на развитие инфраструктуры, по аналогу с приграничными регионами, где проводится эксперимент по ремонту дорог.

innika