Помощь государства истощенным банкам - это тотальная национализация. У экономики России есть шанс на спасение, но им не воспользуется президент Владимир Путин, который только вредит финансовому положению своей страны
Об этом пишет Мэтт О’Браян на страницах Washington Post, который обращает внимание на то, что Центробанк России недавно снизил базовую процентную ставку для кредитов на 2%, хотя месяц назад поднял ее на целых 5%. По мнению автора, манипуляции с процентной ставкой были нужны Кремлю для того, чтобы заставить россиян держать сбережения в рублях и не позволить им покупать дорогую иностранную валюту, такую как доллар или евро.
Поскольку Москве нужны были эти валютные запасы в банках, чтобы платить за внешние долги после того, как санкции Запада из-за войны в Украине отрезали Россию от международных кредитных рынков. При этом цена на нефть, от которой российская экономика сильно зависит, упала до 55 долларов за баррель. Таким образом, Россия стала получать меньше долларов из-за рубежа и способность ее банков и компаний выплачивать валютные долги сократились.
При этом, Центробанк начал тратить сэкономленные на энергоносителях миллиарды долларов на поддержку рубля, который начал стремительно падать, опять же, из-за дешевой нефти и войны. Банковская система тоже начала страдать от экономических трудностей. Поэтому Москве теперь нужно спасать и российские банки.
По мнению автора, Путин хотел бы одновременно спасти банки и сохранить высокую процентную ставку. Но это не возможно. Поэтому Центробанк был вынужден снизить процентную ставку на 2%, чтобы якобы сделать новые кредиты в России привлекательнее и уменьшить давление на те кредиты, которые банки уже выдали. Но россияне не побежали в банки за деньгами.
“Россияне и корпорации делают то, что они могут себе позволить: затаились и ждут падения ставок в ближайшее время. Но надо помнить, что когда я трачу, вы зарабатываете, а ваши затраты – мой заработок. В ситуации, когда никто из нас не тратит, заработок сокращается у нас обоих. А это значит сокращение экономики. Россия уже ждет 5% сокращения ВВП в этом году”, – говорится в статье.
Все это увеличивает дыру в бюджете банков, которые теряют клиентов, и она уже настолько велика, что правительство России не хочет даже о ней слышать.
“Правительство пыталось сказать банкам, что их проблемы не такие уж и большие, или же их потери соответствуют состоянию рынков и все в порядке. Однако такие “Потемкинские” меры не спасают банковскую систему. Поэтому сначала банки с Брюсом Уиллисом на рекламе попросили у государства 531 миллион долларов помощи, а через несколько дней эта сумма выросла до 1,9 миллиардов. А еще через некоторое время крупнейший кредитор России попросил 5,9 миллиардов помощи. В конце концов правительство объявило о предоставлении 23 миллиардов долларов. Правда не понятно, эта сумма охватывает все средства, которые будут потрачены на спасение экономики, или их получат только “плохие” банки”, – говорится в статье.
Обозреватель пишет, что с одной стороны Россию может спасти подорожание нефти, если оно состоится.
“Если баррель будет стоить 80 долларов, то магии не случится и проблемы России не исчезнут сразу же. Но если этого не будет, то Россия окажется между молотком и наковальней”, – пишет обозреватель.
Рубль будет дальше рушиться, а вместе с ним и рублевые заработки банков, которым нужно выплачивать иностранные задолженности. Такие же проблемы возникнут и у компаний. В таких условиях все больше россиян захотят обменять свои сбережения на доллары, усилив нагрузку и на валюту, и на банковскую систему.
“Другими словами, российским банкам будет настолько же хуже, насколько им будут помогать. Один российский банкир предостерег, что государство сейчас капитализирует банки, увеличивая свою долю. Затем оно воспользуется этим, чтобы выкупить российские компании и таким образом национализирует их. Таким образом Путин пытается воссоздать СССР, изолируя Россию от мировых рынков”, – говорится в статье.
Издание Wall Street Journal писало, что Путин отчаянно пытается сохранить видимость роста экономики. Стало некоторым сюрпризом решения ЦБ РФ в пятницу о сокращении процентной ставки с 17% до 15%. Однако это решение показало, насколько низкие цены на нефть и западные санкции все еще причиняют “боль” российской экономике. В это же время, S&P понизило рейтинг России до “мусорного” уровня валютные рейтинги Российской Федерации до “BB+/B” с “BBB-/A-3”, прогноз рейтингов – “негативный”. Ранее в январе два других крупных рейтинговых агентства Fitch и Moody’s снизили кредитный рейтинг России до последней ступеньки к категории, которую инвесторы обозначают как “инвестиционную” с негативным прогнозом.