Если переговоры с частными инвесторами зайдут в тупик и Украина признает неспособность обслуживать обязательства, МВФ продолжит финансировать Украину в соответствии с политикой кредитования просроченной задолженности
Второй транш программы расширенного финансирования МВФ объемом в $1,7 млрд поступил на счета Нацбанка 4 августа 2015 года. Это событие можно считать знаковым, поскольку стабильность украинского валютного рынка сегодня во многом зависит от МВФ. Так, задержка с предоставлением запланированного транша подогревала спрос на валюту и давила на курс гривны во время февральской девальвации. Тогда гривна просела до исторического минимума в 30,1 UAH/USD (26 февраля), а затем постепенно укрепилась по мере прогресса переговоров с фондом. Решение о предоставлении расширенного финансирования МВФ, принятое 11 марта 2015-го, стало для украинской экономики и валютного рынка спасательным кругом.
Вместе с финансированием в рамках новой программы МВФ Украина взяла на себя обязательства договориться с кредиторами о реструктуризации госдолга, чтобы снизить долговую нагрузку на ближайшие четыре года на $15 млрд. Правда держатели украинского госдолга оказались не настолько сговорчивыми, чтобы принять все условия Украины (списание 40% суммы задолженности и др.). А очередной транш в $1,7 млрд, который Украина должна была получить в июне 2015-го, в МВФ одобрили только 31 июля, несмотря на отсутствие компромисса с кредиторами.
Помогут ли эти средства поддержать гривну и отсрочить дефолт, если договориться с кредиторами не удастся?
Имиджевый эффект
Несмотря на неопределенность с реструктуризацией госдолга и затянувшееся ожидание очередного транша МВФ, на украинском валютном рынке в последние месяцы сохранялась относительная стабильность – курс гривны к доллару колеблется в коридоре 21,00-23,5 UAH/USD. После объявления решения о предоставлении Украине нового транша, официальный курс гривны 3 августа укрепился до 21,12 UAH/USD (с 22,07 UAH/USD по состоянию на 30 июля). Правда, на следующий день официальная гривна просела до 21,71 UAH/USD. То есть, колебания происходят все в том же привычном диапазоне. «Удерживать курс гривны сегодня позволяют ограничения НБУ на валютном рынке, − комментирует ситуацию заместитель гендиректора РА «Кредит-Рейтинг» Ольга Шубина. – Поэтому выделение очередного транша является косвенным позитивным фактором, который сглаживает панические настроения». С одной стороны страсти на рынке успокаиваются, с другой – у регулятора появляется пространство для маневра. «Средства зачисляются в резервы НБУ и усиливают потенциальные возможности влияния на валютный рынок. То есть, при необходимости Нацбанк сможет сглаживать наиболее острые колебания курса доллара», – уточняет гендиректор РА UCRA Станислава Дубко.
Впрочем, о перспективах заметного усиления гривны говорить не приходится. По мнению исполнительного директора «CASE-Украина» Дмитрия Боярчука, позитивное влияние нового транша заключается в сохранении хрупкой стабилизации – гривну этот кредит не укрепит и основной для процветания не станет. По его словам, продолжение финансирования от МВФ дает некую гарантию, что с нашей страной можно работать, что у нас есть запас прочности и наблюдается прогресс.
По мнению гендиректора компании Pro-Consulting Александра Соколова, на ситуацию в стране влияет не только сам факт получения денег от МВФ, но и те реформы, которые были проведены в процессе выполнения требований Фонда. «Объединение счетов для оплаты НДС снизит риски для госбюджета, а внедрение администрирования НДС и регистрации расчетных операций, хоть поначалу и доставит дискомфорт предприятиям, в долгосрочной перспективе приведет к постепенной детенизации экономики и росту поступлений в бюджет. Оптимизировать риски также позволит процесс ликвидации и вывода с рынка неплатежеспособных банков», − уверен Соколов.
Долги по осени считают
По плану Украине нужно погасить $0,5 млрд по еврооблигациям в сентябре, 0,6 млрд евро в октябре и $3 млрд в декабре по еврооблигациям, держателем которых является Российская Федерация. По мере приближения времени «Ч» обстановка на долговом фронте начнет накаляться. Ведь именно эти долги, среди прочих, Украина должна реструктуризировать. Полученные от МВФ $1,7 млрд не снимают с повестки дня необходимость поиска компромисса с кредиторами и не способствует его достижению. По мнению Станислава Дубко, выделение новых траншей снижает мотивацию частных кредиторов соглашаться на списание части основной суммы украинского долга в надежде, что МВФ как кредитор последней инстанции, не оставит нашу страну без поддержки и не допустит полного разрушения долгосрочной кредитоспособности правительства Украины.
По словам начальника отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке инвесткомпании Concorde Capital Юрия Товстенко, дедлайн по реструктуризации украинских долгов продиктован ближайшей датой погашения еврооблигаций – до 23 сентября 2015 года стороны должны определиться. По оценкам Станислава Дубко, вплоть до намеченного на декабрь 2015 года погашения еврооблигаций на $3 млрд, выкупленных в 2013 году РФ, объем платежей по внешнему долгу является умеренным. «Теоретически Украина может попытаться в любой момент показать готовность нарушить дисциплину платежей, чтобы принудить кредиторов к достижению соглашения по факту дефолта, − не исключает собеседник Фокуса. – При этом технический дефолт (задержка платежей на льготный период, как правило – до 10 дней), может перерасти в полноценный. Ведь сложно рассчитывать на столь быстрое соглашение с кредиторами в стрессовых условиях». Дмитрий Боярчук не верит в вероятность объявления дефолта в сентябре 2015-го перед местными выборами из-за высокой политической цены такого решения.
Относительно перспектив скорого компромисса с кредиторами, мнения опрошенных экономистов разделились. По прогнозам Юрия Товстенко, обязательства Украины будут реструктуризированы и все намеченные на 2015 год выплаты, как минимум, перенесутся на будущее, либо будут частично списаны. Дмитрий Боярчук пессимистически оценивает вероятность успешных договоренностей о реструктуризации ближайших долгов. «Украина провела выплаты по внутренним валютным облигациям, которые на порядок ниже качеством, чем евробонды. К тому же МВФ на неформальном уровне рекомендует оплатить долг России. В такой ситуации у других кредиторов присутствуют очень сильные тормозящие факторы для уступок в переговорах», − уточнил он.
Отсутствие компромисса с кредиторами не должно поставить точку в сотрудничестве с МВФ. «Фонд призывает стороны договориться о реструктуризации долга до следующего квартального пересмотра программы сотрудничества, что вероятно и будет сделано. Но, как видим, эти заявления имеют скорее рекомендательный характер, так как последний транш был выделен Украине и без договоренности по реструктуризации», − объясняет Юрий Товстенко. Пресс-релизы МВФ подтверждают это предположение. В одном из них говорится, что в случае, если переговоры с частными инвесторами зайдут в тупик и Украина признает неспособность обслуживать обязательства, МВФ продолжит финансировать Украину в соответствии с политикой кредитования просроченной задолженности.