По итогам двух стартовых месяцев этого года можно говорить, что произошло усиление платежного баланса Украины, и внешняя позиция государства существенно выгодно отличается от прошлогодней ситуации
Об этом рассказал руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий.
“По предварительным данным мы видим, что произошло впечатляющее усиление платежного баланса Украины в феврале. Внешняя позиция государства существенно отличается и от позиции февраля прошлого года, и вообще от двух стартовых месяцев. Так, чистый отток валюты по текущим финансовым операциям (или дефицит сводного платежного баланса внешних платежных операций и текущих финансовых) сократился аж в 1,6 раза по сравнению с январем, и аж в 3,3 по сравнению с прошлогодним показателем.
Резко изменилась картина и по сравнению с той, что представлял платежный баланс в первые два месяца прошлого года. Сегодня чистый отток валюты в 2,3 менее интенсивный, чем год тому назад: было 3,9, млрд., а сейчас (по предварительным данным) лишь 1,7 млрд за январь-февраль. Направления движений текущего и финансового счета были разновекторными. Но улучшение финансового счета или уменьшение оттока валюты по финансовым операциями с лихвой компенсировало незначительный дефицит во внешнеторговых операций, который не был перекрыт доходами от услуг, как в январе. В общем, текущий счет немного ослаб (образовался дефицит в феврале в 36 млн.), а финансовый счет усилился, хоть и сохранился дефицит, но сократился с 1,2 млрд. до 612 млн. Поэтому это небольшое ухудшение текущего счета было перекрыто улучшением по финансовым операциям.
Конечно, можно было бы рассчитывать на отсутствие минуса в 36 млн. в текущем счете на фоне январского плюса в 228 млн., но это ухудшение произошло из-за снижения доходов от услуг по сезонным причинам, и отток капитала связанный с доходами внешних инвесторов (в январе чистое сальдо доходов было 14 млн., то в феврале минус 162 млн.). Эти два момента и повлияли на текущий счет, вследствие чего и образовался легкий дефицит. При этом финансовый счет улучшился на 673 млн.: было -1285 млн. в январе, а стало -612 млн. Поэтому сведенный баланс имел дефицит на 409 млн. меньше, чем в январе.
Хотя наибольшим был вклад в усиление платежного баланса как со стороны финансового счета (то есть меньше занимали, чем отдавали долгов, и меньше была утечка денег с банковской системы – мейнстрим улучшения финсчета).
Это главная причина, но также заслуживают внимания и еще 2 тенденции в торговом балансе. Первое: стремительно растет экспорт по товарам и услугам это 22,1% рост и 22,4% за январь-февраль вместе. Однако следует отметить, что база сравнения была супер низкой – минус 37,5% было сокращение в феврале, и за 2 месяца 2009 было сокращение экспорта 34,7%. Так что преувеличивать позитивную динамику экспорта не стоит, тем не менее, экспорт явно поднимает голову.
Во -вторых: более здоровым стало соотношение динамики роста экспорта и импорта за январь-февраль темпы экспорта – 23,4% против 18,5% темпов импорта, т.е экспорт растет быстрее чем импорт. Год назад два месяца экспорт (34,7%) сократился на 10% медленнее, чем импорт (44,3%). Поэтому в прошлом году преимущественный спад импорта в сравнении с экспортом и помог иметь меньший дефицит торгового баланса на 179 млн. долларов чем за 2 месяца этого года. То есть в прошлом году сильно падал импорт, и потому торг баланс выглядел на 179 млн. лучше. Но, я считаю, лучше иметь несколько больший дефицит торгового баланса, но при росте внешнеторговых операций, чем меньший дефицит при обвале оных. В прошлом году обвал был и импорта (за февраль на 39%), и экспорта (37,5%). К тому же дефицит торгового баланса в феврале этого года был в 9,2 меньше дефицита торгового баланса февраля 2009. Его бы и не было вовсе, если бы не сезонные уменьшение валютных доход от транзитных услуг. Кроме того резко усилился вывоз процентов нерезидентами по ранее сделанным инвестициям. Это и не позволило удержать образовавшийся в январе профицит текущего счета. Легкий февральский дефицит в 26 раз меньше чем в феврале 2009 года. По текущим операциям (за 2 месяца) чистое сальдо притока валюты 192 млн., тогда как в эти же месяцы прошлого года был отток в 262 млн.
Лучше выглядел и финансовый счет, который и был главным драйвером улучшения платежного баланса. Он был лучше и в сравнении с январем и с февралем прошлого года. Чистый отток по финансовому счету уменьшился в 2 раза за два месяца – минус 1890 млн. (в 2009 был отток в 3767 млн.). Во-вторых, в 2 раза более интенсивным стал рост прямых инвестиций (в феврале чистое сальдо было 311 млн., а в январе – 158 млн., то есть почти в 2 раза больше) – это больше, чем за февраль 2009. Меньшим был отток валюты и потому, что преимущественно оплачивали старые долги, чем занимали новые – разница в 855 млн. в январе, а в феврале – 754 млн. То есть улучшилось сальдо статьи “кредиты и облигации”, т.е.заимствования. Хотя резко ускорилась оплаты долгов по сравнению с новыми заимствованиями – 1039 млн. (чистое сальдо средних долгосрочных кредитов и облигаций) против 476 млн., т.е. еще более интенсивный разрыв между погашением и займом.
Прямые инвестиции на 300 млн. позволили уменьшить разрыв – с изначальных 1039 млн. осталось 613 млн. дефицита финансового счета. Также был меньше отток наличных денег населения вне банков. Можно сказать, что банковская система восстанавливает первичное доверие (в феврале-2010 отток в 818 млн. против 2 млрд. февраля-2009, или более чем в 2 раза меньше отток денег населения за пределы банков. За январь-февраль отток 1675 млн. (в прошлом году – 3 млрд.).
Наконец, усиление платежного баланса в феврале идет нога в ногу с возобновлением позитивной динамики февраля в экономики на фоне уменьшения темпов падения инвестиций потребления. Вот почему у гривни был определенный фундамент для усиления”, – сказал В.Литвицкий.