Наши эксперты "скрестили" все три концепции изменений Налогового кодекса
Подготовка налоговой реформы в Украине набирает обороты: в сентябре Нацсовет реформ при президенте должен подать единую концепцию нового Налогового кодекса. Его “сошьют” из трех концепций, подготовленных Минфином, комитетом ВР по налоговой и таможенной политике и специалистами общественных бизнес-организаций. После этого итоговый документ изучат в МВФ и в Раде, которая в итоге должна его принять. Как заявлял ранее премьер Арсений Яценюк, он надеется, что новый Налоговый кодекс начнет работать с 1 января 2016 г.
НАША РЕФОРМА. Тем временем экономисты — президент Украналитцентра Александр Охрименко и главный эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский по просьбе “Сегодня” уже обобщили эти три концепции в одну, которая, по их мнению, позволит не только собрать властям больше налогов, но и сделать так, что бизнес будет их платить, не пытаясь утаить часть из-за непомерно высоких ставок. Что получилось — см. инфографику.
Как видим, эксперты однозначно за упрощение взимания налогов, снижение НДС в 1,5—2 раза (это предлагают не только предприниматели, но и депутаты, а Минфин, наоборот, хочет повысить его с 20 до 22%), а также за плановое повышение акцизов (это предлагают все) и отмену льгот по налогообложению.
Радикальной выглядит идея общественности с постепенным введением добровольной оплаты единого соцвзноса, которую поддержал Охрименко (те, кто хочет получать в старости пенсию — платят, кто не хочет — не платят), но, по мнению эксперта группы РПР “Налоговая реформа” Владимира Дубровского, ее вряд ли сейчас станут рассматривать.
ЭКСПЕРТЫ. “За основу Нацсовет реформ, скорее всего, возьмет идеи Минфина и депутатов, так как по сути они близки, отличие лишь в цифрах, — говорит Дубровский. — Возможно, удастся отстоять предложение общественности не менять систему налогообложения малого бизнеса (власть предлагает оставить упрощенный сбор налогов лишь рыночным торговцам, сфере сервиса и другим, у кого годовой оборот средств менее 2 млн грн) по той причине, что он дает всего 6,6% налогов, зато в нем занято намного больше физлиц-предпринимателей, чем в крупном и среднем бизнесе, дающем 93,4%. То есть “упрощенка” имеет важное социальное значение, и если пересмотрят сбор налогов, ей придется трудно.
Примут и 3—5-летнюю программу повышения акцизов, иной вопрос, как ее станут выполнять. Увы, в концепции от власти нет главного: она не предусматривает упрощение возврата НДС, прозрачность налога на прибыль, а также наказание чиновникам, которые выбивают подати силовыми методами.
Например, у нас бывает, предприниматель показывает, что у него прибыль 10% и, исходя из нее, он уплатил налог, а фискалы ему говорят: “Мало, у нас план, давай еще деньги”. А вот введение налога на распределенную прибыль (предложила общественность; подробнее — в инфографике).
Дубровский поддерживает. Но Минфин категорически против, замминистра Елена Макеева уже заявила: “Мы считаем, что это создаст лазейку для неуплаты налогов, приведет к потере доходов бюджета около 40 млрд грн в год, или до 10% доходов, и не позволит возвратить бизнесу переплаченный налог на прибыль”.
То, что не учтут предложения, наработанные бизнес-средой, опасается и член комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан: “Отношения между бизнесом и фискалами должны быть прозрачными, пока этого в концепции нет. Но мы над этим работаем”.