В следующем году, по словам премьер-министра Владимира Гройсмана, на погашение дефицита Пенсионного фонда планируют выделить 160 млрд гривен. Ожидается также, что поступления в ПФ вырастут за счет повышения минимальной зарплаты до 3200 гривен. Это, в свою очередь, позволит поднять минимальные пенсии на 300 гривен.
Между тем из 12,5 млн украинских пенсионеров минимальную пенсию получают 7,5 млн. С декабря она будет составлять 1247 гривен или 48 долларов по текущему курсу НБУ, что меньше даже официального прожиточного минимума.
Бездонный фонд
В Украине пенсионеры, с одной стороны, желаемый электорат для любой политической силы. С другой – ситуация с дефицитом ПФ зашла слишком далеко и требует немедленного решения. Звучат разговоры о поднятии пенсионного возраста и необходимого страхового стажа, о введении накопительной системы, об отмене пенсионных привилегий. Однако, судя по всему, у политического класса нет четкого плана.
В Украине действует солидарная пенсионная система, то есть взносы, уплаченные работниками, обеспечивают пенсию нынешним пенсионерам. Выплаты конкретному человеку зависят от того, как долго и с какой зарплаты он платил Единый социальный взнос (ЕСВ). То есть если работник трудоустраивался на минималку, а остальную сумму получал в конверте, то на большую пенсию рассчитывать не сможет. То же самое касается многих мелких предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения.
Для получения пенсии необходим трудовой стаж в 30 лет для женщин и 35 для мужчин. Чтобы претендовать на минимальную пенсию, достаточно накопить 15 лет так называемого страхового стажа. В страховой стаж также вносится период ухода за ребенком до 3 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой группы. Включается и то время, когда гражданин состоял на учете в службе занятости или служил в армии. За эти периоды ПФ получает деньги из государственного бюджета.
Сбой в системе
Казалось бы, это логичная и справедливая система, но в украинских реалиях она перестала работать. В этом году около четверти госбюджета ушло на пенсии, Украина тратит на выплаты пожилым людям до 17% ВВП. Это абсолютный мировой рекорд. На втором месте Италия, она тратит более 13% ВВП на пенсии, третья – Франция с 12%. Обе страны имеют куда более высокий уровень развития экономики, чем Украина, но схожие проблемы – зарегулированность экономики, огромная налоговая нагрузка, и проблемы с финансированием пенсионных выплат.
Как правило, для европейских стран, где пенсионеры живут на порядок лучше, на пенсии расходуется около 10% ВВП. Превышение этого уровня, принято считать опасным сигналом. Как минимум, поводом для министерства финансов задуматься о пенсионной реформе, повышении возраста выхода на пенсию или поиске дополнительных источников доходов для обеспечения пенсионных выплат.
Да, действительно, уровень материального обеспечения европейских пенсионеров на несколько порядков выше, чем в Украине, но все дело в том, что экономики европейских стран имеют более высокий уровень ВВП на душу населения. Даже у стран Восточной Европы он в 8-9 раз выше, чем в Украине. Кроме того, налоговая система в этих странах устроена так, что не платить налоги очень сложно, а пенсионные взносы платит сам работник, а не работодатель. Последний выступает только в качестве налогового агента, иными словами обеспечивает правильный расчет и перечисление налогов государству.
Министр соцполитики Андрей Рева говорит, что в нашей стране 26 млн трудоспособных граждан, из которых работают всего 16 млн, а безработными являются еще 2 млн. При этом единый социальный взнос платят только 10 млн человек.
Куда же исчезли из экономики 8 млн украинских граждан? Часть уехала работать за границу, часть занимается фрилансом, но большинство – трудоустроены неофициально. Это одна из причин бюджетной дыры под названием ПФ.
Еще одна причина резкого роста дефицита ПФ – снижение ставки ЕСВ до 22%. Предполагалось, что предприниматели начнут платить “белые” зарплаты, но на практике бизнес и наемные работники не отказались от конвертов. Чтобы немного исправить эту ситуацию, правительство решило поднять минимальную зарплату. Если в этом году работодатель платил налоги с 1450 гривен, то в 2017 – заплатит с 3200 гривен. Иными словами, минимальный социальный взнос составит 704 гривны на одного работника. Частично это позволит уменьшить дефицит Пенсионного фонда.
При этом в Украине увеличивается количество людей, которые отработали всю жизнь, но остались без пенсий. Из-за войны пропала часть архивов, поэтому многие переселенцы не могут подтвердить страховой стаж. Ведь электронная база данных ведется только с 2000 года, там есть вся информация – ФИО, идентификационный код, места работы и взносы, но данные за 90-е годы в оккупированных городах попросту исчезли. Поэтому вместо заслуженных пенсий некоторые переселенцы получают государственную помощь в 339 гривен и доплату из бюджета – всего 949 гривен. Для того, чтобы ее оформить мужчине нужно достичь 63 лет, а женщине – 60,5 лет.
Непопулярные меры
Один из способов сократить дефицит ПФ – уменьшить количество тех, кто имеет право на пенсии. То есть повышать пенсионный возраст, трудовой и страховой стаж. Ранее о такой возможности заявлял министр финансов Александр Данилюк. Подобные пути не пользуются широкой поддержкой, и большинство политиков признает, что это крайняя мера, которой они надеются избежать.
Во-первых, продолжительность жизни в Украине слишком мала. Директор Института демографии и социальных исследований Элла Либанова говорит, что 40% украинских мужчин уже сейчас не доживают до 60 лет, а значит после повышения пенсионного возраста многие будут работать до самой смерти.
Во-вторых, многим людям сложно найти работу не то что после 60, но даже после 40. Фактически работникам остаются либо высококвалифицированные позиции, где сложно найти замену немолодому сотруднику, либо неквалифицированная работа за маленькие деньги. Большинство вакансий пестреют разнообразными “до 35” и “работа в молодой команде”. То есть даже если люди старшего возраста продолжат работать, состоятельнее они не станут и больших взносов не заплатят.
Давно ведутся разговоры о накопительной пенсионной системе или – в украинских реалиях – о двухуровневой, потому что необходимо сохранить солидарную для тех, кто уже вышел на пенсию или скоро собирается. Накопительная система подразумевает, что граждане будут самостоятельно вносить деньги, из которых в последствии будет выплачиваться пенсия. Сперва предлагают сделать ставку в 2%, через пять лет – в 7%. Коснется это тех, кто младше 35 лет, остальные могут присоединиться по собственному желанию.
Деньги каждого налогоплательщика будут храниться на персональном счету, и в этом есть определенные плюсы. Например, если человек умер, не успев потратить свои сбережения, они могут перейти к родственникам в наследство. Он также может затребовать сумму раньше – для лечения тяжелой болезни. А при желании вправе откладывать на свой счет не 7%, а, к примеру, 15%, чтобы получить большую пенсию.
Но есть у накопительной системы и минусы. Во-первых, при сохранении солидарной системы речь идет попросту о введении дополнительного налога. Во-вторых, у людей нет доверия к государству и государственным фондам и уж тем более – к частным. Возникает закономерный вопрос: если это моя будущая пенсия, то почему я должен хранить ее у вас? Не лучше ли самостоятельно выбрать банк или купить доллары? Министр соцполитики Андрей Рева в недавнем интервью сравнил накопительную часть пенсии со сберкнижками в СССР. Украинцы слишком хорошо помнят, что случилось со сберкнижками. Так что Андрей Рева признает, что накопительная система даст результат в лучшем случае лет через 20, а проблему с пенсиями решать надо уже сейчас.
МВФ предлагает еще один способ уменьшить дефицит Пенсионного фонда – лишить пенсионеров привилегий. Помимо тех 7,5 млн, которые получают минимальную пенсию, есть также 25% пенсионеров, которые вышли на пенсию раньше или имеют дополнительные выплаты. В основном привилегии связаны с социальным статусом, вредностью условий труда или выслугой лет.
Правительство уже сократило на 40% перечень профессий, которые позволяли стать пенсионером в более молодом возрасте. По данным Госстата, на работах с вредными условиями занято больше 1 млн человек из 16 млн работающих. Это примерно 6%, что на самом деле очень много. Количество тех, кто имеет право выйти на пенсию по возрасту на льготных условиях составляет около 409 тысяч человек.
Из-за сокращения списков 128 тысяч человек потеряли свои льготы. Из списка вычеркнули руководителей и их замов, а также тех, кто числится на предприятии, однако с вредными условиями не соприкасается – к примеру, инженеров. Однако пропали из списка и многие категории шахтеров и горноспасателей в угольной отрасли, сотрудников атомной энергетики. Кроме того, что это непопулярная мера, так еще и недостаточная.
Другие пути
Нехватка денег на пенсии напрямую связана с нежеланием бизнеса и наемных работников платить налоги и, в том числе, вносить ЕСВ со всей суммы зарплаты. Надежды на то, что после снижения ставки ЕСВ все станут честными не оправдались. Остается более жесткий путь – проверки, штрафы, увеличение ответственности для работодателя за неофициальное трудоустройство. Гипотетически, вывод экономики из тени позволит ликвидировать дефицит ПФ и даже повысить социальные выплаты. Причем результат удастся получить гораздо быстрее, чем в случае введения накопительной системы или снижения количества пенсионеров-льготников. Впрочем, у жесткого контроля есть свои “темные” стороны – злоупотребления государственных контролеров и рост безработицы.
Что же касается долговременных мер, например, повышения пенсионного возраста, то здесь необходимо учитывать украинские реалии. В европейских странах пенсионный возраст выше, потому что люди живут дольше и качественнее – хорошая медицина, нормальное питание и уверенность в завтрашнем дне позволяют им дольше оставаться на рынке труда.