Новости экономики

Как работает «экономика» самопровозглашенной «ДНР» – DW

Через полтора года после прекращения активных боев «экономика» неподконтрольного Украине Донбасса не подает признаков восстановления.

Свой анализ ситуации приводит издание Deutsche Welle.

Сегодня Донецк шокирует контрастами не только переселенцев, но и оставшихся здесь жителей. Один из бывших магистральных въездов в Донецк, ведущий от аэропорта к центру, лежит в руинах. В каждом доме зияют дыры от снарядов. Жилые кварталы до сих пор ночью сотрясаются от взрывов. Линия фронта проходит совсем рядом – перестрелки там время от времени возобновляются с новой силой.

А через несколько троллейбусных остановок – в центре города – радужная картинка летнего умиротворения: работающие фонтаны, благоухающие розами бульвары, сидящие в уличных кафе люди. Пустых полок в магазинах уже нет, голода тоже. Торговля оживилась. «На еду хватает, а дальше – будь что будет», – говорит один из покупателей.

Однако, несмотря на оптимистичную картинку в центре Донецка, реальная экономическая картина региона малоутешительна. «Большая часть предприятий экспортно ориентированных отраслей, в первую очередь горно-металлургического комплекса, использует от 1 до 40% производственных мощностей и едва остается на плаву. Находясь на территории Украины, эти предприятия более 50% продукции производили на экспорт. Сейчас мы ограничены», – жалуется профильный “министр” самопровозглашенной республики в интервью одному из российских СМИ.

Якобы для подъема экономики так называемая народная власть «ДНР» регулярно угрожает олигархам национализировать их имущество, но каждый раз намерения откладывает. «Если есть какой-то прибыльный местный бизнес, например, рынки или алкогольное производство, то его активно “национализируют “, то есть “отжимают “. Никакого правового поля для защиты бизнеса здесь не существует», – говорит в беседе с DW бывший топ-менеджер донецкой ликеро- водочной компании, пожелавший остаться анонимным. «А вот регулярные заявления о национализации предприятий олигархов больше похожи на торги с ними», – считает собеседник.

К таким олигархам относится один из самых богатых людей в Украине Ринат Ахметов. Два года назад он покинул Донецк, но до сих пор присылает жителям города гуманитарную помощь. Его предприятия работают и на неподконтрольной Киеву территории. Его группа СКМ (“Систем Кэпитал Менеджмент”) насчитывает более 100 предприятий и заявляет, что ее консолидированный доход в 2015 году составил 11,2 млрд долларов.

У собственников же других предприятий Донбасса, более мелкого масштаба, ситуация значительно хуже – нет сырья, нет рынков сбыта. «Экономические связи угольных и металлургических предприятий просто по линии фронта разорвать невозможно без обоюдных потерь. Да и куда непризнанная республика будет девать экспортную продукцию?» – задается вопросом доктор экономических наук Юрий Макогон, который сейчас работает в Донецком национальном университете, эмигрировавшем в украинскую Винницу.

Известно также, что на рынке «ДНР» работают предприятия бывших членов Партии регионов. Секрет полишинеля раскрыл один из глав так называемой районной администрации Донецка. В интервью местной газете чиновник сообщил, что завод холодильников “Норд” экс-регионала Валентина Ландика теперь называется “Интертехника”, кондитерское предприятие “Конти” известного экс-регионала Бориса Колесникова теперь работает в Донецке под названием “Тор”, а продукцию кондитерской фабрики “АВК” можно приобрести под новой маркой “Лаконд”.

“Это типичная схема, когда украинское предприятие создает дочернее – “ДНРовское”, но под другим названием. По документам оно не имеет никакой связи с украинским и платит налоги в «ДНР». Я не ошибусь, если скажу, что так работает не меньше половины наших пищевых предприятий”, – говорит в беседе с DW юрист одной из компаний в Донецке.

Он, однако, добавляет, что как бы они не назывались, проблемы с сырьем и сбытом остаются. Как и убыточность. На том же “Конти”, по словам упомянутого местного чиновника, до войны в сутки производилось 550 тонн сладкой продукции, а сейчас всего 350. А местный молокозавод, по данным на весну, работал только на 20% мощности.

При этом предприятия тяжелой промышленности в значительной степени простаивают в регионе, аэропорта нет, строительство парализовано.

«Мы переходим от крупной промышленности к мелкому торгашеству, лавкам и извозу. И при этом мы не видим картины будущего», – констатирует представительница так называемого республиканского центра занятости «ДНР» на условиях анонимности и добавляет, что сегодня рынок занятости в самопровозглашенной «ДНР» курирует Россия.

По ее словам, основная программа – неквалифицированные социальные работы: расфасовка гуманитарной помощи, уход за больными, расчистка территорий, восстановительные работы. Зарплата 2500 рублей. Люди не хотят там работать за такие деньги, но часто выбора нет. «Безусловно, при такой работе промышленности бюджет катастрофически дотационный. Поэтому все соцвыплаты и зарплаты бюджетникам, и средства на благоустройство города, и бесконечные гумконвои идут из России. Нужно же хоть как-то лояльность народа поддерживать», – говорит собеседница.

vlad