Вместо прямых бюджетных дотаций в 2016 году правительство покрывает убытки "Нафтогаза" посредством немонетизированных субсидий. К такому выводу, проанализировав опубликованную не аудированную отчетность НАКа как отдельного юридического лица за первое полугодие 2016 года, пришли авторы статьи "Черновик финотчетности "Нафтогаза": лакмусовая бумажка или шагреневая кожа?" Алла Еременко и Ганна Люта.
“Единственное отличие — вместо ОВГЗ, которыми раньше госбюджет поддерживал штаны “Нафтогаза Украины”, теперь выписывают так называемые протоколы на рассчитанную сумму субсидий. Эти протоколы оборачиваются по кругу: бюджет —потребитель газа — поставщик газа (облгазы) — “Нафтогаз”—бюджет. Денег как таковых подобная схема не предусматривает”, – констатируют Еременко и Люта. Это фактически подтвердили главный коммерческий директор НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Витренко и финансовый директор Сергей Коновец, подчеркивают авторы.
“Но все могут быть довольны: бюджет выполнен, “Нафтогаз” получает звание крупнейшего налогоплательщика в стране. То есть может получить, если не случится, как отметили топ-менеджеры “Нафтогаза”, чего-то непредвиденного. Последние события свидетельствуют, что вероятность наступления таких непредвиденных нюансов сверхпрогнозируема…”, – уточняют авторы статьи.
Несмотря на то, что “Нафтогаз” “получил чистую прибыль в размере более 20 млрд грн”, а премьер-министр Владимир Гройсман выразил надежду, что “Нафтогаз” уплатит в госбюджет “накопленные” 60 млрд грн налогов, отмечают авторы, “похоже на то, что премьеру и госбюджету придется подождать уплаты налога на прибыль”. Так как в отчете “Нафтогаза” отмечается, что поскольку “налоговые убытки минувших налоговых периодов, перенесенные на будущие периоды, составили 59 577 651 тысяч гривен, соответственно, учитывая перспективы погашения указанных (накопленных.- Ред.) убытков, динамики получения прибылей, изменений и ограничений налогового законодательства Украины, возникает отсроченный налоговый актив. Компания планирует использовать указанный налоговый актив на протяжении ближайших налоговых отчетных периодов”.
“В переводе на понятный язык это может означать: поскольку в “Нафтогазе” убытки предыдущих периодов достигают почти 60 млрд грн, то налог на прибыль компания не будет платить до тех пор, пока не покроет убытки — те самые 60 млрд грн”, – отмечают авторы статьи ZN.UA Еременко и Люта.
5 августа НАК “Нафтогаз Украины” опубликовала не проверенную аудиторами финансовую отчетность компании как отдельного юридического лица (не консолидированную) за первое полугодие 2016 г. Консолидированную финотчетность, включающую отчетность всех компаний группы “Нафтогаз Украины” за первое полугодие, компания планирует обнародовать до конца августа.
Основными факторами, обусловившими формирование положительного результата от деятельности в первом полугодии, в “Нафтогазе” называют “прибыль в общем размере 34,3 млрд грн”. В частности:
— 18,8 млрд грн – за предоставление услуг по транзиту газа;
— 12,9 млрд грн – за продажу газа, в основном населению и тепло-коммунальным предприятиям;
— 2,6 млрд грн – другие доходы, уменьшенные на другие затраты (доход от дооценки природного газа, восстановление резерва сомнительных долгов и т.п.).
При этом, отмечает НАК, указанная прибыль частично (на 12,5 млрд грн) была уменьшена на:
— 5,5 млрд грн НДС, доначисленных на стоимость услуг по транзиту для “Газпрома”. (“Нафтогаз” ожидает, что суммы НДС будут возмещены “Газпром” после принятия соответствующего решения Стокгольмским арбитражем, т. е. не ранее второго квартала 2017 г.) ;
— 4,2 млрд грн финансовых затрат (проценты по кредитам и т.п.);
— 2,8 млрд грн потерь от курсовых разниц (из-за девальвации гривны).
Также “Нафтогаз” подчеркивает, что “сумма прибыли, полученной компанией за первое полугодие 2016 г., не учитывает расходов на увеличение резерва сомнительных долгов в размере 1,0 млрд грн. После принятия финансового плана компания отобразит в составе других операционных затрат расходы на увеличение резерва сомнительных долгов, что приведет к ухудшению финансового результата”.