Новости экономики

Пять причин, почему украинцы могут спать спокойно в случае дефолта

В последнее время в Украине участились разговоры о дефолте. При этом некоторые политики, эксперты и СМИ элементарно запугивают украинцев разными страшилками на эту тему, совершенно не беспокоясь о компетентности подобных информационных вливаний.

Но действительно ли это явление является настолько негативным для нашей страны, сколько об этом рассказывают, нагнетая истерию в обществе?

“Обозреватель” разбирался, есть ли реальные причины для паники или же украинцы могут спать спокойно в случае, если Украина воспользуется правом моратория и фактически объявит дефолт.

Страшное слово на букву “Д”

Если Украина не сможет договориться с внешними кредиторами до середины июля о реструктуризации госдолга, и откажется осуществить очередной купонный платеж до конца текущего месяца общей суммой около $120 млн, то страна автоматически объявляет технический дефолт. Ключевое слово здесь именно “технический”.

Такого рода дефолт далёк от полномасштабного, которого многие так боятся и не произносят это слово полностью, ограничиваясь формулировкой “слово на букву Д”.

Технический же дефолт подразумевает собой лишь временный отказ государства от своих обязательств по выплате части долга “до лучших времен”. В этом случае должник обращается к кредиторам в стиле “ребята, я отдам, но не все, или отдам все, но не сейчас, только давайте жить дружно”.
Единственным существенным “минусом” в случае техдефолта является то, что страна, как правило, приобретает “невеселое лицо”, а с таким видом, как известно, никто денег не даст. На этом, в принципе, проблемы заканчиваются и начинается перезагрузка экономики (если, конечно, правительство успевает подготовиться к этому процессу).

Именно технический дефолт и имела в виду министр финансов Украины Наталья Яресько, когда сказала, что “теоретически” он возможен. Возможно, этого заявления вообще и не было бы, если б один из крупнейших в мире инвестиционных банков Goldman Sachs публично не допустил мысли о том, что 24 июля Украина не сможет выплатить $120 млн внешнего госдолга.

Однако ружье, висевшее на стене, все-таки выстрелило, и в обществе началась ожидаемая истерика, которую попытались нивелировать и Минфин, и некоторые экономические эксперты. Риторика сводится к двум направлениям: 1) банкам и украинцам технический дефолт не угрожает, главное — не паниковать; 2) МВФ не бросит Украину в любом случае, а с кредиторами продолжатся переговоры.

Почему украинцы могут быть спокойны

Пожалуй, в данном конкретном случае правительству в лице Минфина можно даже поверить, если ведомство не лукавит и действительно допускает именно технический дефолт в случае несговорчивости кредиторов. Причин для спокойствия, как минимум, пять.

1. МВФ не отвернется

От Украины при любом разрешении долгового конфликта не откажется МВФ. Это уже большой плюс, так как поток финансовой помощи в виде кредитных программ стране не прекратится. Более того, “сэкономленные” на время средства, необходимые на выплату госдолга, можно будет постепенно пустить на запуск экономики, реализацию реформ в Украине, чего уже давно требуют от властей абсолютно все, даже ленивые.

“На него (МВФ — ред.) ориентируются и Мировой банк, и ЕБРР, правительство США, Еврокомиссия. Они во всех релизах ссылаются на то, что Украина находится в программе МВФ, то есть фонда. Соответственно, пока Украина находится в программе МВФ, она может объявлять дефолты и все, что мы от этого потеряем, — это ничего. МВФ сделал заявление устами Кристин Лагард 12 июня, о том, что если даже Украина не достигнет договоренности с кредиторами о реструктуризации, то она все равно получит второй транш от МВФ в июле ($1,6 млрд — ред.), более того, она останется в программе”, — отметил “Обозревателю” экономический эксперт, руководитель проекта “Успешная страна” Андрей Блинов.

2. Изоляция отменяется

Особо панично настроенные граждане считают, что если будет объявлен технический дефолт, Украина не сможет выходить на внешние рынки заемного капитала.

На самом деле они и так закрыты для нашей страны со второго полугодия 2013 года ещё со времен правительства Азарова, сделавшего крутой разворот от евроинтеграционной политики на 180 градусов. Тем не менее, с тех пор Украина получила не один миллион долларов международной кредитной помощи.

“Все заимствования поступают либо от международных финансовых институтов, либо под гарантии США или Германии, поэтому этот канал поступления средств не будет под угрозой в случае техдефолта”, — отметил Тарас Качка, экономист, руководитель Украинского медиа центра реформ.

3. Гривня вне угрозы

В результате снижения выплат по внешним долгам в кратко- и среднесрочной перспективе отток валюты из страны существенно снизится, соответственно угрозы её дефицита не будет, что, как правило, благоприятно влияет на курс (по крайней мере, предупреждает дальнейшую девальвацию). Конечно, это только в том случае, если общество не захлестнут панические настроения, но этот фактор никак не относится к объективным последствиям техдефолта.

С другой стороны, не стоит надеяться и на существенное снижение курса. Но говорить о стабильности гривни в условиях техдефолта вполне реально.

“Существенное снижение курса гривни маловероятно — спрос на валюту все в любом случае будет сдерживаться ранее внедренными НБУ ограничениями”, – обьяснил “Обозревателю” начальник отдела рейтингов корпоративной сферы ТОВ “IBI-Rating” Игорь Дикий.

4. Банки и промышленность не пострадают

Так как технический дефолт объявляется по внешним обязательствам, а не по внутренним, то ни депозиты, ни кредиты, ни сами банки не пострадают. Финучреждениям, работающим в Украине, не выгоден единственный сценарий — тот, который пытается навязать Специальный комитет кредиторов, предлагая вытянуть из золотовалютных резервов Украины $8 млрд ЗРВ. В таком случае система обязательно рухнет, чего всеми способами пытается не допустить наш Минфин, угрожая кредиторам техдефолтом.

Не отразится это явление и на реальном секторе производства.

“Страны, которые покупают у нас металл или зерно, никак не прореагируют на это. Они будут покупать продукцию и платить за нее. То есть к реальному производству долги перед частными структурами отношения не имеют. То же касается и иностранных коммерческих банков. Они сейчас сильно ограничили свою активность в Украине, но это объясняется совсем другими вопросами: войной на Донбассе и захватом Крыма, и совершенно естественно, что они присматриваются и выжидают. Банковскую систему этот “дефолт” не обвалит, но негодяи рассчитывают, что люди плохо информированы и бросятся снимать деньги”, — высказал свое мнение “Обозревателю” экономист, президент Ассоциации судостроителей Украины Виктор Лисицкий.

5. Не мы первые, не мы последние

Украина ни разу за всю свою историю не объявляла дефолт по внешним долгам, в отличие от некоторых европейских стран, восточного соседа Украины, превратившегося в агрессора, а также стран Латинской Америки.

Так, например, дефолт шесть раз объявляла Аргентина, пять раз — Греция (возможно, “на носу” уже шестой), благополучные сегодня Германия и Польша — по два раза. В 1990-е дефолт объявили сразу 12 стран, а в ноябре 1998 года рейтинговое агентство S&P объявило о преддефолтном состоянии 38 стран.

Вместе с тем значимых экономик, ни разу не объявлявших дефолт по внешнему долгу, очень мало — США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, скандинавские страны, Бельгия, Гонконг, Малайзия, Сингапур и Тайвань.

Украина не может похвастать значимой экономикой, но в условиях военных действий и потери части территории угроза объявления техдефолта может создать прецедент сдерживающего фактора против агрессии в целом.

“Получается интересная ситуация, потому что появляется прецедент, в котором государство, которое подверглось агрессивному нападению, показывает инвесторам, что они могут не ожидать платежей в такой ситуации. Это может быть началом интересного международного механизма или инструмента, который может стать одним из сдерживающих факторов против агрессии”, — поделился предположениями бывший первый замминистра экономики Украины Саша Боровик.

Вместо итогов

Очевидно, что объективных факторов в пользу того, что ничего страшного не произойдет в случае техдефолта, намного больше, чем наоборот.

Проблема тут немного в другом – украинцы будут бояться слова на букву “Д” и придумывать разного рода страшилки до тех пор, пока в стране не начнутся не только слышимые, но и видимые, ощутимые реформы. Об этом говорят кредиторы, инвесторы, западные и местные чиновники высокого ранга, известные международные политологи и финансисты.

Поэтому именно путём проведения реформ в стране правительству стоит успокаивать народ. Это единственный 100% действенный способ. Предлагаем властям прислушаться…

innika