Российская журналистка Юлия Латынина проанализировала рекордный обвал рубля и назвала ряд причин такого падения.
Одной из главных причиной, по мнению журналистки, стала непрозрачная сделка по кредиту “Роснефти” на 625 млрд рублей.
Об этом Латынина пишет в своей статье для “Новой газеты”:
“12 декабря (то есть в пятницу) ЦБ разрешил российским банкам использовать в качестве залога по кредитам облигации “Роснефти”, выпущенные днем раньше, на гигантскую сумму в 625 млрд рублей. Разрешение ЦБ, грубо говоря, означало, что банк может взять эти облигации “Роснефти”, принести их в ЦБ, получить под них кредит и тут же купить на эти деньги валюту.
Ровно на следующий рабочий день, то есть в понедельник 15 декабря, рубль рухнул. За день национальная валюта потеряла около 15% (с 56 до 65 рублей за доллар), поставив страну на порог гиперинфляции. Не удивлюсь, если к середине будущего года в России, по образцу Венесуэлы и Аргентины, запретят свободный рынок валюты.
Я вовсе не утверждаю, что рынок обрушили только деньги “Роснефти”. Любая катастрофа всегда вызвана несколькими причинами. В данном случае можно предположить следующие.
Во-первых, марджин-коллы. 15 число каждого месяца — это день фиксации всевозможных деривативов, а российские деривативы (сколько их и каковы они есть) в основном завязаны на индекс РТС. Индекс рухнул, как только он пробил определенную планку, пошли марджин-коллы, с последующей автоматической продажей позиции по текущей цене с автоматической же конвертацией выручки в валюту.
Во-вторых, иностранцы стремительно продают российские облигации. Деньги они, естественно, тут же конвертируют в валюту — по любой цене.
В-третьих, в декабре российские компании должны выплатить 180 млрд долларов долгов, которые никто им на Западе не прорефинансирует. Многие, похоже, откладывали закупку валюты на последний момент.
В-четвертых, огромное число российских бизнесменов продает сейчас всё, всё, всё — с последующей конвертацией в валюту и вывоз ее за рубеж. Вот типичное распоряжение, прозвучавшее на совете директоров одного моего знакомого, торговца недвижимостью: “Продавайте за любую цену. Конвертируйте, выводите, лучше получить что-то, чем ничего”.
И тем не менее, для меня несомненно, что 625 млрд рублей “Роснефти”, оказавшиеся на рынке, были одной из тех причин, которая сломала спину верблюда. Всякие объяснения “Роснефти”, что эта гигантская сумма “пойдет на инвестиционные проекты внутри России” и “ни один рубль не будет использован для приобретения иностранной валюты”, просто смешны…
…Никакое падение нефти, никакой рост денежной массы (а он превысил 30 трлн рублей, против 12 трлн в 2008 году), никакие даже чисто финансовые последствия санкций не могут объяснить двукратное, если считать с момента Майдана, падение рубля. Это я не к тому, что нынешняя цена рубля “несправедливая”. Наоборот — рубль стоит столько, сколько в глазах рынка стоит власть Путина. Избирателя можно обмануть, но рынок — не обманешь. Нынешняя российская власть — это такой гигантский демультипликатор, который множит и экономику, и курс рубля, и будущее России на то, что мы видим на бирже.