Понедельник… Первый день, когда Тегеран может свободно вдохнуть на нефтяном рынке, избавившись от санкционных пут, некоторые из которых, к слову сказать, вводились против республики еще в 1970 году, в связи с исламской революцией. Но более всех остальных обременительными были именно ограничения 2010 и 2012 годов, напрямую касающиеся поставок нефти.
Об этом пишет блогер “Злой одессит”.
Опубликованный на днях отчет Международного агентства по атомной энергии развязал руки Ирану и, согласно договоренностям от 14 июля 2015 года, страна начинает заливать мир дешевой и доступной нефтью. Но каков будет эффект от выхода на рынок Ирана?
Безусловно, все ожидают резкого обвала нефти, и предел каждый аналитик устанавливает свой. Тем не менее, стоит учитывать, что наиболее пессимистичные прогнозы, чуть ли не о $10 за баррель, следует оценивать как деморализующий фактор, но не адекватную цену ближайшего времени.
Для начала два слова о бюджетах. Как известно, Россия клеила свой бюджет из расчета цены на нефть в районе $50 за баррель, Тегеран в этом вопросе был более сдержан и заложил в свой бюджет цену в $40, а наименее оптимистичной была Саудовская Аравия, установившая отметку в $29.
Как мы можем видеть, на прошлой неделе нефть балансировала между $29 и $28. При этом, несмотря на дефицит бюджета СА, по некоторым оценкам, составляющий $100 млрд, монархия не планирует снижать добычу и экспорт, равно как и конкурирующая республика.
Дело в том, что РФ и СА добывают примерно одинаковое количество нефти – до 10,5 млн баррелей в день, в то время, как Иран не более 2,9 млн баррелей. Вместе с тем, Иран уже готов нарастить мощности и добывать на 500 тыс. баррелей больше, а в течение полугода планирует увеличить этот показатель еще на 500 тыс. Таким образом, в 2016 году Исламская Республика будет добывать минимум 4 млн. баррелей нефти в сутки.
Если говорить о полномасштабной ценовой войне, то она начнется лишь после того, как Иран сможет в полной мере нарастить добычу. Вот тогда перспектива перенасыщения рынка с последующим обвалом ниже $15 будет куда реалистичнее. Но опять же, это произойдет не раньше, чем через полгода, да еще и с обратным, негативным эффектом.
Дело в том, что нефтяная инфраструктура Ирана в значительной степени из-за санкций подорвана, и её восстановление требует значительных капиталовложений. Но, чем ниже цена на нефть, тем меньше возможностей у Тегерана, а также менее привлекательна отрасль для инвестиций. В свою очередь Саудовская Аравия, хоть и получит расширение бюджетной дыры, но куда легче перенесет демпинг, сковывающий её главного конкурента.
Ситуацию в корне может переломить совершенно дикий, но очень даже реалистичный сценарий – военный конфликт между СА и Ираном. Разумеется, трудно себе представить полномасштабные боевые действия двух нефтегигантов, не имеющих между собой общей сухопутной границы, но, учитывая накал конфронтации последних недель, о шиитско-сунитском противостоянии говорят все чаще и громче.
Ход событий довольно непредсказуем, и учитывать в данном контексте необходимо все сценарии. Ведь, если говорить о ценовой политике в случае подобного конфликта, то, по мнению некоторых аналитиков, к примеру, американского финансиста Хусейна Аскари, выходца из Ирана, цена нефть может взлететь до $200-$250 с последующим отскоком до $100.
Война, по большому счету, не нужна ни Ирану, ни Саудовской Аравии. Эти страны готовы конфликтовать и душить друг друга в политическом и экономическом форматах, без применения открытой военной мощи. Но, согласитесь, баррель по $200 у кое-кого провоцирует мощный слюноотделительный эффект.
В завершение хотелось бы отметить один весьма примечательный момент. Китайская компания Sinopec 7 января заключила договор аренды сроком на 10 лет с американской компанией Limetree Bay Terminals. Согласно договору аренды, во владение Sinopec на вышеуказанный срок переходят терминалы для хранения нефти общей емкостью 10 млн баррелей, размещенные на Виргинских островах.
Ранее стало известно, что Китай закупил первую партию американской нефти после снятия многолетнего эмбарго на её экспорт. Закупил американскую нефть, чтобы разместить её в американских терминалах? Кажется бессмыслицей в формате партнерства и близости Россия-Китай, но…
Но, исходя из стратегии энергетической безопасности КНР, согласно которой республика должна обладать ресурсами, способными обеспечивать все потребности на протяжении минимум 90 дней, КНР именно этим сейчас и занимается, закупая нефть везде, где это возможно, и размещая её на своих предприятиях по всему миру.
Предосторожность или информированность? Наблюдаем!