Нафтогаз лишился 5,8% акций британской JKX Oil & Gas. Если акции достались Коломойскому и Ко, то уже 4 июня он может получить контроль на JKX.
Уже 4 июня Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов и Александр Жуков могут получить контроль над британской JKX Oil & Gas, которая владеет крупнейшей в Украине частным нефтегазодобытчиком – Полтавской газонефтяной компанией (ПГНК).
В распоряжении ЛІГАБізнесІнформ оказались тендерные документы Нафтогаза, из которых видно, что украинский монополист лишился своей доли в 5,8% в JKX Oil & Gas. В конце прошлого года, этот пакет акций был продан по решению Высокого суда Англии. Если эти акции перешли под контроль структур Коломойского и его партнеров, то на собрании акционеров JKX, которое запланировано 4 июня, у приватовцев будет большинство голосов.
Золотые акции Нафтогаза
Нафтогаз с незапамятных времен владел пакетом акций JKX в размере 5,8%. JKX Oil & Gas – публичная компания акции, которой котируются на Лондонской бирже.
Летом 2010 года по решению английского суда эти акции были арестованы по иску американской Merchant International Company. Кто стоит за американской компанией не известно. Еще в конце девяностых она выкупила право требования долга Нафтогаза у российской компании Северстудстрой, а позже добилась в британском суде ареста акций JKX принадлежащих украинскому монополисту.
Через три года Высокий суд Англии приказал продать эти акции в счет погашения долга. Во второй половине прошлого года Merchant International выполнила предписание суда, продав ценные бумаги. Кому досталась доля Нафтогаза точно не известно. “Акции JKX, ранее принадлежавшие Нафтогазу были проданы в Британии институциональным и другим инвесторам”, сообщила ЛІГАБізнесІнформ представитель JKX Надя Веттер. Больше всего контроль над этими 5,8% акций нужен Коломойскому и его партнерам.
До этого Коломойскому, Геннадию Боголюбову и Александру Жукову удалось сконцентрировать почти 40% JKX. Из которых 27,5% владеет Eclairs Group, в которой 40,9% принадлежит Боголюбову, а другая часть – Коломойскому. Еще 11,4 % JKX принадлежит Overseas Limited, которую контролирует давний партнер Коломойского российский бизнесмен Александр Жуков. Еще 41,35% JKX принадлежало западным инвестиционным фондам, а около 15% мелким акционерам.
Если акции JKX, которые принадлежали Нафтогазу, окажутся у Коломойского и Ко, они смогут поменять руководство JKX и установить контроль над компанией. Коломойский добивался этого больше семи лет.
Приват stile
Коломойский впервые приобрел 12,62% акций JKX еще в конце 2007 года. В последующие годы подконтрольные Коломойскому компании постепенно увеличивали долю. В прошлом году опосредованным владельцем JKX также стал его давний партнер – Геннадий Боголюбов.
Первую серьезную попытку поставить свое руководство на JKX Коломойский предпринял в 2012 году. JKX испытывала финансовые проблемы, и днепропетровский бизнесмен пообещал выделить финансирование в обмен на свой менеджмент в ПГНК (украинская компания, основной актив JKX).
Подробности переговоров руководства JKX и Коломойского изложены в решении Высокого суда Англии. Так летом 2012 исполнительный директор JKX Пол Дэвис встречался с Коломойским в Монако. На этой встрече обсуждали возможность привлечения JKX средств Приватбанка.
“Коломойский согласился на это, но только если его доверенное лицо получит теневое назначение в должности гендиректора ПГНК. Дэвис сказал, что правление JKX или акционеры не одобрят такое предложение, на что Коломойский находчиво ответил, что им не нужно знать об этом”, – говорится в судебном решении.
Тогда руководство JKX не пошло на сделку с украинским олигархом.
Второй заход Коломойский сделал год спустя. Подконтрольная ему компания Eclairs Group заказала в Financial Times рекламную кампанию, посылом которой была смена совета директоров JKX на менеджеров близких к Коломойскому – Бориса Эпштейна, Станислава Юдина (в то время в Украине находился в розыске) и Александра Рацкевича.
Тогда совет директоров JKX ссылаясь на возможность рейдерского захвата, приостановил право голоса компаний Коломойского и Жукова – Eclairs Group и Glengary Overseas.
В прошлом году Коломойский оспорил это решение в английском суде и выиграл. JKX подал апелляцию, заключительного решения еще нет.
В опубликованном неделю назад отчете JKX за 2013 году говорится, что структуры Коломойского и Боголюбова будут иметь право голоса на собрании акционеров 4 июня этого года, но их голоса будут учтены, только после решения суда.
Перед прошлогодним собранием акционеров руководство JKX не скрывало, что 5,8% акций, тогда еще принадлежащие Нафтогазу, могут быть решающими в споре за контроль над компанией.
“Критичным элементом в голосовании могут быть те 5,8%, которые принадлежат Нафтогаз” – цитируется в судебном решении переписка представителей JKX.
“Сейчас я не вижу причин, которые помешают компаниям близким к Коломойскому сконцентрировать в совокупности контрольный пакет, – говорит глава департамента управления активами Jaspen Capital Partners Андрей Нестерук – Если только руководство JKХ не докажет, что они аффилированы между собой”.
Пока что JKХ этого сделать не удалось. Коломойского от JKX отделяет одно собрание акционеров и последнее решение Английского суда.