Новости экономики

Мнения разделились: эксперты анализируют принятый Закон об аренде ГТС

Некоторые эксперты опасаются, что "Газпром" потеряет интерес к украинской "трубе", другие называют закон об аренде ГТС прорывом.

Верховная Рада на сегодняшнем заседании приняла в целом кабминовский законопроект №4116-а, предусматривающий модернизацию и эксплуатацию украинской ГТС совместно с европейскими и американскими партнерами.

Докладывавший по этому вопросу в сессионном зале премьер-министр Украины Арсений Яценюк заверил, что “украинская газотранспортная система остается на 100% государственной собственностью”. Ранее многие депутаты отказывались поддерживать аренду ГТС именно из-за риска возможного получения контроля над ней “Газпромом”, являющимся акционером некоторых европейских газовых компаний.

Принятый закон, в частности, предусматривает, что государство объявляет публичный конкурс на привлечение инвесторов по модернизации и эксплуатации украинской ГТС. По словам Яценюка, такими инвесторами, могут быть только компании стран-членов Европейского Союза, которые в соответствии сертифицированы, или США.
“Так называемая операторская компания контролируется исключительно украинским государством, а именно 51% принадлежит государству, 49% могут получить ЕС или США”, – пояснил премьер.

Также премьер сообщил, что Кабмин принимает предложение народных депутатов о том, что окончательное решение об утверждении инвесторов принималось в стенах Верховной Рады Украины.

“Сейчас не стоит очередь, чтобы инвестировать в украинскую газотранспортную систему. Но мы должны сделать первый шаг для того, чтобы привлечь ЕС и США, чтобы получить дополнительные средства на инвестиции, чтобы ЕС был заинтересован в увеличении транзита газа по территории Украины и, соответственно, мы зарабатывали вместе больше средств. И для того, чтобы Европейский Союз был последовательным. Последовательность заключается в следующем: если мы вместе, если мы подписали Соглашение о политической ассоциации, это означает, что мы помогаем друг другу. И не строим “Южный поток”, который строится исключительно против Украины, который строится только с одной целью – обойти Украину”, – отметил премьер.

Вместе с тем некоторые опрошенные “Сегодня” эксперты опасаются, что недопуск “Газпрома” к модернизации ГТС может спровоцировать попытки российского газового монополиста еще больше продвигать газопровод “Южный поток” в обход Украины.

Так, по словам директора Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, принятый закон имеет явную антироссийскую направленность, так как запрещает вхождение в совместное СП по эксплуатации украинской ГТС нерезидентов Украины, США и ЕС. По мнению эксперта, было бы целесообразнее включить в состав СП и российский “Газпром”, который является поставщиком газа.

Марунич предполагает, что “Газпром” потеряет интерес к украинской “трубе” и активизирует строительство “Южного потока”. Также эксперт считает, что Россия может обратиться с жалобой на Украину в ВТО, поскольку данный закон, по мнению эксперта, противоречит нормам ВТО и Энергохартии.

Еще более категоричен директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский: “Реально этот закон работать не будет, это очередная “дразнилка” для Путина, которая, вместе с принятым на днях законом о санкциях против России даст россиянам возможность сказать Европе: видите, какой ненадежный партнер Украина, если хотите бесперебойно получать газ – надо быстрее достраивать “Южный поток” в обход Украины”.

По мнению Землянского, отсечение “Газпрома” от украинской ГТС вынудит его не увеличивать, а, наоборот, постепенно снижать транзит газа через Украину, в связи с чем у западных инвесторов возникнет вопрос: зачем вкладывать деньги в модернизацию ГТС, если через нее не будут качать газ.

“А ведь СП создается именно для того, чтобы на иностранные деньги отремонтировать нашу трубу. Более того, допуск на еврорынок газа американских компаний невыгоден европейским газотрейдерам, их устраивает существующее положение дел”, – считает эксперт.

Однако директор энергетических программ Центра “Номос” Михаил Гончар, наоборот, полагает, что закон об аренде ГТС – прорыв в правовом поле, о котором давно и безуспешно говорили.

“Принятие закона – это положительный сигнал Украины для европейских и американских партнеров на поствоенный период, – рассказал нам Гончар. – Суть в том что наконец-то создается правовое поле, о котором говорят много лет, для прихода инвесторов в нашу газотранспортную отрасль, когда ситуация успокоится. Это – словацкая модель, которая уже работает, но более совершенная, т. к. словаки пошли на приватизацию 49% своей ГТС, а у нас речь идет о передаче в управление. Одновременно это тест для ЕС, насколько они готовы действовать в соответствии с теми декларациями, которые делали раньше, говоря о собственной энергобезопасности. Ведь 53% газа из России они получают через нашу ГТС. Европа должна жестко показать России, что строящийся ею газопровод “Южный поток” не является приоритетом, а лишь способом диверсификации поставок. Еврокомиссии ничто не мешает занять такую жесткую позицию в отношении “Южного потока”, так как они являются крупнейшим покупателем российского газа и тем самым поддержать Украину в условиях развязанной против нее агрессии”.

С Гончаром согласен и политолог Вадим Карасев, который считает, что официальный, в правовом поле, допуск Украиной западных компаний к ГТС заставит их наконец-то определиться с позицией относительно строительства “Южного потока” (сейчас она, попросту говоря, такова: не поддерживаем, но и не возражаем, так как два пути поставок газа для нас лучше, чем один, а три лучше, чем два).

“Яценюк всё просчитал: если в нашу ГТС зайдут западные деньги для ее модернизации, они “с позиции силы”, заблокировав, наконец-то строительство “Южного потока”, заставят Россию увеличить транзит газа через Украину. Чем больше пройдет газа, тем больше их прибыль от транзита”, – считает Карасев.

По материалам segodnya.ua
rebrov