Юзовскую площадь, которая является крупнейшим в Украине месторождением сланцевого газа, отдали инвестору, компания которого была зарегистрирована лишь месяц назад.
Таким образом, над данным участком будет работать не транснациональная корпорация Royal Dutch Shell, которая вышла из проекта в 2015 году, а компания с нидерландской регистрацией Yuzgas B.V.
Компания стала победителем нового конкурса на заключение договора о разделе продукции (СРП) по Юзовскому месторождению, объявленного в октябре 2015 года.
Объявление победителя конкурса по Юзовскому участку стало неожиданностью. Организаторы не привлекали к процессу выбора нового инвестора ни СМИ, ни общественность. Детали и условия конкурса не раскрывались. Кто стоит за новосозданной Yuzgas B.V., также неизвестно.
“Компания предложила лучшие условия для реализации Юзовского проекта. После получения согласия Кабинета министров победитель конкурса Yuzgas B.V. станет полноправным участником в СРП”, — сообщили в “Надрах Украины”.
Других подробностей в компании не раскрыли, однако отметили, что в конкурсе участвовало еще две компании.
Yuzgas B.V. зарегистрирована 14 июня 2016 года с уставным капиталом 1 тыс. евро специально под разработку Юзовского участка. 100% компании принадлежит люксембургскому фонду Emerstone Energy, которым владеет компания по управлению активами Emerstone Capital Partners, также из Люксембурга. Обе структуры созданы в 2016 году, а веб-сайт компании зарегистрирован меньше месяца назад — 29 июня. Своих бенефициаров и инвесторов Emerstone не раскрывает.
“Emerstone Energy управляет активами на сумму $400 млн. Мы готовы вложить около $250-300 млн в потенциальные проекты в сфере разведки и добычи углеводородов”, — заявили в компании.
Emerstone возглавляет Ярослав Кинах. Он хорошо знаком с реалиями украинского бизнеса. В конце 90-х годов Кинах руководил украинским представительством Европейского банка реконструкции и развития, после чего создал в Канаде компанию Iskander Energy, которая развивала проекты по добыче газа метана в Украине и владела углеводородными участками в Грузии и Болгарии. В последние годы он возглавлял канадскую Black Iron.
“После того, как Shell вышла из СРП, я заинтересовался этим проектом и начал поиск инвесторов, в результате недавно был создан фонд. В составе нашего фонда только зарубежные инвесторы, но назвать мы их пока не можем, поскольку подписали договоры конфиденциальности”, — рассказал Кинах.
Следует отметить, что разработка Юзовского месторождения — дорогостоящее удовольствие. Только в геологоразведку Shell планировала вложить за несколько лет около $500 млн, а общие инвестиции должны были составить до $10 миллиардов.
Площадь Юзовского участка составляет почти 8 тыс. кв. км, а прогнозные запасы газа оцениваются в 4,1 трлн кубометров. Частично он находится в прифронтовой зоне.
После начала боевых действий на востоке Украины и резкого падения цен на нефть Shell вышла из проекта. Откуда Emerstone возьмет деньги для разработки Юзовского участка — неизвестно. Такими масштабными проектами занимаются крупные нефтегазовые компании со значительным опытом в разведке и добыче, отмечает глава аналитического центра DiXi Group Елена Павленко.
“Даже если Emerstone найдет деньги, то, насколько непрозрачно прошел новый конкурс, будет очень негативным сигналом для инвесторов. Сам факт, что крупнейшее в Украине месторождение уходит с молотка по неизвестным процедурам, только отобьет желание кому-либо инвестировать в газовую отрасль”, — уверена она.
В свою очередь, Кинах отметил, что сейчас Emerstone Energy не может раскрывать своих обязательств по объемам инвестиций в проект, поскольку еще не заключили СРП с Украиной.
“В ходе конкурса правительство нам выставило несколько жестких условий, мы уже привлекли часть денег и планируем привлечь дополнительные средства в ближайшее время”, — резюмировал он