Кабмин, Минэнергоугля и Нафтогаз создали целый антикризисный штаб в поисках денег на закупку газа на зиму. А тем временем, рынок газа окутан долгами, как паутиной или скорее, как стальным тросом, который и топором не перерубишь.
Об этом пишет Дмитрий Марунич, директор Института энергетических исследований.
Судите сами:
По словам премьер-министра Арсения Яценюка за последние несколько месяцев задолженность за потребленный газ выросла на 9 млрд. грн., а общий ее объем достиг рекордных 30 млрд. грн. “И это еще по старым тарифам!”, – сказал премьер. Промышленные потребители снизили уровень оплаты до 77%.
Непростую ситуацию с долгами усложняет и положение с расчетами между НАК “Нафтогаз Украины” и облгазами, которые по разным оценкам, задолжали более от 4,5 до 6,8 млрд грн.
Решение сложного долгового ребуса, по замыслу Арсения Яценюка, позволит найти деньги для закупки и закачки газа в подземные хранилища. В этом ему вторит и глава “Нафтогаза Украины” Андрей Коболев. По его словам, наполнению газохранилищ сейчас мешает нехватка финансирования. В частности – недостаточный уровень оплаты за газ. В настоящее время в ПХГ накопили лишь 13 млрд. куб м газа, в то время как необходимый минимум на начало отопительного сезона – 19 млрд. куб. м.
Но сейчас положение дел в энергетике настолько ужасно, что даже если найдут средства для того, чтобы “Нафтогаз Украины” закачал газа в хранилища, нет никаких гарантий стабильных поставок газа для потребителей внутри страны. Причем, если критическую ситуацию с импортом газа и угля правительство может списать на неблагоприятные “внешние факторы”, то надвигающийся кризис в системе внутренних поставок голубого топлива очень даже рукотворный – это прямое следствие политики Кабмина и НКРЭКУ.
Как закалялись газовые долги
Как известно, с 1 июля облгазы (газораспределительные предприятия) работают в рамках утвержденных НКРЭКУ тарифов на транспортировку топлива. Для обеспечения же транспортировки по газопроводам используется так называемый технологический газ. Он продается газовикам по самому высокому в стране тарифу – 8900 грн. за тыс куб. м – с 1 мая 2014 года цена на него взлетела практически вдвое (с 4724 грн. за тыс куб.м). Однако, несмотря на такое подорожание НКРЭКУ не нашел возможности вовермя скорректировать тариф на транспортировку газа – т.е., в тарифе были заложены одни цены, а платить нужно было за газ по другим. И это на фоне того, что объемы потребления газа и привязанные к нему доходы облгазов за последний год буквально обвалились – объемы транспортировки газа сократились на треть на фоне падения промышленного производства.
Отдельно стоит остановиться на популистских решениях Кабмина, согласно которым с осени 2014 года к настоящему времени втрое были снижены нормы потребления газа потребителям, у которых нет счетчиков. В результате потенциальные избиратели увидели в своих квитанциях меньшие объему потребления газа, и соответственно, меньшие платежи за газ, что частично снизило недовольство резким ростом тарифов.
Однако объемы потребления газа – на 900 млн куб. м – сократились исключительно на бумаге. На самом деле этот газ потребили – но его не полагается учитывать, в соответствии с нормами НКРЭКУ. Газ потреблен, но не учтен – а значит, населением не оплачен – значит, примерно 6 млрд грн (стоимость 900 млн куб. м) “Нафтогаз Украины” не получит.
Этот газ, согласно действующей нормативной базе, будет отнесен на так называемое “разбалансирование” системы и ляжет на участников рынка очередным долговым грузом, финансового ресурса оплатить который попросту не будет.
Долги – растут, зима – идет
Но и это не все. Минэнергоугля в 2015 году срезало на 30% предельные размеры “производственно-технологических потребностей” распределительных предприятий, что прямо противоречит методикам их расчета, утвержденным все теми же чиновниками. В итоге, около 250 млн. куб. м газа не будет оплачено в адрес “Нефтегаза”, поскольку денег для этого у облгазов нет, а в тарифе они не предусмотрены.
Очевидно, что это все эпизоды войны, которую начали чиновники с газораспределительными предприятиями. Какая цель при этом преследуется? Конечно, благородная – борьбы с олигархами. Но как обычно, за этим стоит банальное желание перераспределить активы. Участники рынка называют в качестве одной из причин сложившейся ситуации противостояние между окружением президента и соратниками Арсения Яценюка. Вообще-то, сложно объяснить поспешную и лишенную здравого смысла деятельность регулирующих органов и чиновников профильного ведомства.
Ведь политика регулятора лишает облгазы даже права на прибыльную работу. Не исключено, что в случае дальнейшего роста задолженности распределительным предприятиям просто не за что будет поддерживать в рабочем состоянии газовые сети и выплачивать зарплату персоналу. Отдельные компании уже принял решение о переводе сотрудников на однодневный режим работы – нечем платить персоналу смешные по столичным меркам зарплаты. В регионах критически не хватает средств на проведение ремонтных работ, покупку запчастей и даже на заправку технологического транспорта. А зима не за горами.