Когда в мае 2014 года российский энергетический гигант "Газпром" объявил об огромной сделке на поставку газа на сумму $400 млрд в Китай в течение следующих 30 лет, это вызвало значительное оживление в отрасли. Однако в настоящее время договор оказался под сильным давлением на всех фронтах.
Как пишет деловое издание Business Insider, в понедельник утром аналитики Morgan Stanley предположили, что строительство необходимого для этого трубопровода будет отложено, по крайней мере, на шесть месяцев, что отсрочит начало экспорта в лучшем случае на середину 2019 года.
Изначально договор предусматривал начало поставок уже в 2018 году.
Этот контракт вступил в силу только 13 мая 2015 года — через семь месяцев после первоначально оговоренного срока. Это означает, что экспорт из России может начаться не ранее, чем в мае 2019 года. Сейчас крайний срок для запуска проекта — май 2021 года. В то же время, в конце июля Китай приостановил постройку второго трубопровода, через который планировалось прокачивать 30 млрд кубометров в год из газовых месторождений западной Сибири в северо-западную провинцию Китая Синьцзян.
Это не первая проблема со сделкой, заключенной “Газпромом”. На прошлой неделе Financial Times отметил, что сделка, предложенная газовому гиганту, мажоритарным акционером которого является российское правительство, не предусматривает защиты от длительного периода низких цен на нефть. По мнению аналитиков, при нынешних ценах на “черное золото” проект станет неприбыльным или даже убыточным для “Газпрома”.
В мае 2014 года нефть марки Brent стоила более, чем $100 за баррель, но эта цена начала снижаться почти сразу после того, как было достигнуто соглашение. Сегодня она упала почти на 56%.
Согласно отчету, опубликованному на этих выходных, это стало не первой серьезной проблемой для “Газпрома” в последние годы — со времени финансового кризиса он потерял около пяти шестых своей рыночной стоимости.
Более того, санкции ЕС и США против России подрывают попытки компании по экспорту в Азию. Запрет Вашингтона на передачу технологий для определенных энергетических проектов, в том числе разработки Южно-Киринского месторождения в дальневосточном Охотском море, душит амбиции Москвы на азиатском рынке.
Сочетание задержек, санкций и падающей цены на его основной продукт оказалось плохой новостью для “Газпрома” — и, как следствие, для Кремля.