Новость о закрытии авиакомпанией Wizz Air своего украинского подразделения – тревожный симптом, который показывает наше подлинное, а не декларативное расстояние от Европы.
Wizz Air была первым лоукостером, пришедшим на украинский рынок – в условиях отсутствия “открытого неба” с Европейским Союзом, безвизового режима и прочих необходимых для работы такой компании обстоятельств рынка. Но с надеждой на перспективу. Закрытие компании – сигнал другим лоукостерам, что перспективы в ближайшее время ожидать не стоит.
Накануне чемпионата Европы по футболу 2012 года, когда власть вовсю хвасталась новыми терминалами аэропортов – и нужно признать, что общество поддерживало эти бодрые рапорты – я пытался объяснить: нет никакого смысла в трате миллиардов долларов, если нет условий для полетов. Лучше потратить средства для создания таких условий, чем отстраивать аэровокзалы, которые будут стоять пустыми и безнадежно устареют к началу настоящей навигации. К сожалению, эта мысль не была понята большинством моих читателей. “Пусть у нас будет аэропорт!” – это восклицание в ответ на фотографию уже открытого, современного, но пустого терминала стало “отмашкой” для коррупционеров и дилетантов. И подготовило условия для поражения Wizz Air.
Собственно, венгерская авиакомпания с самого начала столкнулась с ситуацией, не оправдавшей ее ожидания. Лоукостеры делают ставку в первую очередь на внутреннее авиасообщение в больших странах – таких, как Германия, Франция или Великобритания. Украина – не меньше, а больше. Просто украинцы не летают по своей стране. Не летают, потому что нет подлинной экономической активности – все дороги ведут в Киев, но никогда – из Харькова во Львов или из Днепропетровска в Черновцы. Не летают, потому что не созданы условия стимулирования внутренних перевозок и никому даже не приходит в голову, что они могли бы стать конкурентами для допотопной железной дороги, до сих пор ставящей новые поезда на старые рельсы. Не летают, потому что внутренний туризм практически не развит и ограничивается Крымом (до оккупации), Карпатами и Одессой. Некуда лететь – да и незачем. И если мы сравним нашу карту внутренних перевозок с картой внутренних перевозок ну хотя бы Польши – страны, уступающей нам размерами территории и количеством населения – то поймем, в каком средневековье находимся.
Теперь дошла очередь и до международных перевозок. Это ожидаемо. Ожидаемо потому, что мы так и не добились соглашения об “открытом небе” – и как бы не ссылались тут на нежелание европейцев и неопределенный статус аэропорта в Гибралтаре, а это наше, а не европейское поражение. Ожидаемо потому, что вместо того, чтобы создавать условия для лоукостеров, мы создаем для них проблемы. Ожидаемо потому, что кризис – а в кризис в цивилизованных странах делают все, чтобы билеты для людей были дешевы, поощряют конкуренцию, отказываются от налогов для тех, кто может перевозить по приемлемой цене – но только не для нас. Мы лучше покажем на весь мир, что наши руководители теперь летают в экономическом классе – замечательно!
А важно ведь не то, в каком классе летают они. Важно то, что теперь не летаем мы. И что теперь лоукостеры на рынок Украины придется заманивать с куда большими трудностями – даже тогда, когда мы получим “открытое небо” и безвизовый режим. Украинский сигнал авиационной отрасли отправлен. И это – неутешительный сигнал.