Егор Соболев, народный депутат, глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с коррупцией, показывает на экране компьютера онлайн работу системы декларирования доходов во время интервью с Reuters.
После свершения Революции Достоинства, украинские лидеры неоднократно демонстрировали свою приверженность борьбе с коррупцией.
Бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк обещал, что все коррупционеры будут привлечены к ответственности, ныне действующий премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал быть “нетерпимым к коррупции”, а президент Петр Порошенко выступает как реформатор, намеренный “очистить страну” от этой болезни.
Вместе с этими обещаниями звучат предупреждения активистов о том, что политический класс Украины в настоящее время планирует системный откат ключевых реформ.
Во-первых, были предприняты многочисленные попытки сорвать принятие критически важного закона об электронном декларировании, который обязует всех государственных чиновников подать электронную декларацию с указанием своих активов. Два депутата от фракции “Блок Петра Порошенко” пытались провести поправки, которые бы свели на нет эффективность этого закона.
Активисты и их союзники в парламенте, такие как глава антикоррупционного комитета Верховной Рады Егор Соболев, до последнего времени успешно отбивали подобные атаки. Однако текущий формат системы электронного декларирования, вследствие сговора между Национальным Агентством по вопросам предотвращения коррупции – органом, ответственным за управление электронной системой декларирования – и Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, содержит противоречия относительно украинского законодательства и лазейки для коррупционеров, желающих скрыть свои доходы и уйти от возможного преследования.
Еще одна значительная реформа – создание независимого Национального антикоррупционного бюро, также находится под сильным прессом. По указанию генерального прокурора Украины Юрия Луценко – близкого соратника Порошенко, который не имел никакого юридического опыта до своего назначения на эту должность- законодатели из “Блока Петра Порошенко” недавно инициировали рассмотрение четырех законопроектов, направленных на нивелирование влиятельности и независимости НАБУ путем передачи его полномочий Генеральной прокуратуре. Новые нормы позволят Луценко перенаправлять расследования, которыми должны заниматься следователи НАБУ, другим правоохранительным органам; предоставят Генеральной прокуратуре исключительное право на арбитраж в делах, связанных с коррупцией; дадут Генеральной прокуратуре право накладывать вето на решения НАБУ запросить у парламента рассмотрение вопроса о лишении депутатов неприкосновенности; устранят полномочия НАБУ по работе с иностранными правоохранительными органами; а также отменят обязательную публикацию всех приказов Генпрокуратуры на сайте ведомства. Все это вынудило общественную группу “Реанимационный пакет реформ” потребовать от властей отклонить законопроект, который нарушает Конституцию и серьезно вредит реформе прокуратуры.
Некоторые обозреватели считают, что причиной стремления Генпрокуратуры ограничить роль НАБУ может быть желание получить более значимую роль в решении громких коррупционных дел. Эксперты также указывают на то, что план бюджета содержит резкое увеличение расходов на НАБУ. Каковы бы ни были причины юридических войн между Набу и ГПУ, крайне важно разрешить противоречия так, чтобы НАБУ, а также ГПУ, могли приступить к качественной борьбе с коррупцией.
Между тем, несмотря на прогресс в реформировании судебной системы – примерно одна тысяча судей, работавших при Януковиче, предпочли уволиться, но не декларировать свое имущество, а новые судьи Верховного Суда будут избраны на открытом конкурсе – на этой ниве преобразования также сталкиваются с сильным сопротивлением. Активисты заявляют, что Порошенко недавно представил закон, который может повлиять на ход внедрения реформ в Высшем совете юстиции – новом конституционном институте, ответственном за назначение, увольнение, и дисциплинарные наказания судей. Кроме того, новая редакция закона о прокуратуре, принятая парламентом и подписанная Порошенко, позволяет коррумпированным начальникам судов эпохи Януковича занимать свои должности в течение еще семи лет. “Такие действия не являются глубокой чисткой и обновлением, как обещалось в предвыборной программе президента”, – заявил эксперт Реанимационного пакета реформ Михаил Жернаков – “а скорее, оставляет положение дел с коррупцией прежним”.
Активисты “Реанимационного пакета реформ” также отмечают наличие попыток подорвать реформы государственной службы. До нового закона о госслужбе, назначение глав местных государственных администраций находилось в ведении лично президента. Революционно новый закон Украины требует проведения открытого конкурса для назначения чиновников на эти посты, тем самым вливая свежую кровь в органы местного самоуправления и обеспечивая децентрализацию власти. Однако, по просьбе заместителя главы администрации президента, Виталия Ковальчука, депутаты от “Блок Петра Порошенко” недавно ввели новый закон, который позволит вернуть право выбирать глав областных администраций президенту. Активисты “Реанимационного пакета реформ” назвали это “узурпацией власти” со стороны президенте, и отметили, что таким образом нарушается Конституция Украины, что приведет к возвращению практики эпохи Янукович, когда высокопоставленные должности продавались лояльным к президенту людям.
И, наконец, власти проявляют готовность подорвать даже реформу полиции. В 2015 году Министерство внутренних дел Арсена Авакова создало комиссию по проверке коррумпированных полицейских. Недавно несколько неправительственных организаций, оказывающих помощь министерству, вышли из состава комиссии, утверждая, что Аваков наполняет этот орган своими людьми. Аваков также стремится добиться расширения полномочий полиции путем установления презумпции невиновности в отношении любого действия должностных лиц. Александра Дрик, председатель совета и координатор Комитета общественной люстрации и организации по борьбе с коррупцией “Декларации под контролем”, утверждает, что в то время как создание новой патрульной полиции было успешным “остальная, кроме этого, реформа милиции – это издевательство. Реформа находится под контролем Авакова… а так же бывших милиционеров”.
Но если говорить ответственно, не все так плохо. Экономические реформы, в том числе макроэкономическая стабилизация, реформы финансовой системы, банковского надзора, и реформа энергетики вполне успешны. Реформа государственных закупок также станет важным шагом в борьбе с коррупцией в Украине. Активисты видят и другие обнадеживающие признаки: 25,000 электронных деклараций уже были предоставлены, в том числе декларация премьер-министра Владимира Гройсмана и спикера парламента Андрея Парубия. В целом, реформы демонстрируют немало признаков реальных изменений.
Тем не менее, невозможно не заметить, что целый ряд законодательных попыток поставить препоны и откатить назад антикоррупционную реформу совершается представителями парламентского блока Порошенко или администрации президента. Порошенко не контролирует весь парламент, но располагает возможностью мотивировать собственную администрацию и своих союзников в правительстве совершать многократные и вопиюще грубые попытки свернуть наиболее важные реформы в Украине.
Порошенко мог бы остановить падение своих рейтингов, если бы действовал более решительно для оказания поддержки реформаторам гражданского общества и их парламентским союзникам.
Оригинал на Atlantic Council
Перевод: Андрей САБАДЫР